double arrow

Безглагольность


Юному поэту

Юг

Рассыпающая звезды

Не всегда чужда ты и гордаИ меня не хочешь не всегда, — Тихо, тихо, нежно, как во сне,Иногда приходишь ты ко мне. Надо лбом твоим густая прядь,Мне нельзя ее поцеловать,И глаза большие зажженыСветами магической луны. Нежный друг мой, беспощадный врагТак благословен твой каждый шаг, Словно по сердцу ступаешь ты,Рассыпая звезды и цветы. Я не знаю, где ты их взяла,Только отчего ты так светла, И тому, кто мог с тобой побыть,На земле уж нечего любить?За то, что я теперь спокойный,И умерла моя свобода,О самой светлой, о самой стройнойСо мной беседует природа. В дали, от зноя помертвелой,Себе и солнцу буйно рада,О самой стройной, о самой белойЗвенит немолчная цикада. Увижу ль пены побережнойСеребряное колыханье, —О самой белой, о самой нежнойПоет мое воспоминанье. Вот ставит ночь свои ветрилаИ тихо по небу струится,О самой нежной, о самой милойМне пестрокрылый сон приснится

6.4.Выучить наизусть одно из стихотворений (по выбору студента) И. Северянина: «Интродукция», «Игорь-Северянин»

ИНТРОДУКЦИЯ
Я - соловей: я без тенденций
И без особой глубины...
Но будь то старцы иль младенцы,-
Поймут меня, певца весны.

Я - соловей, я - сероптичка,
Но песня радужна моя.
Есть у меня одна привычка:
Влечь всех в нездешние края.

Я - соловей! на что мне критик
Со всей небожностью своей?-
Ищи, свинья, услад в корыте,
А не в руладах из ветвей!

Я - соловей, и, кроме песен,
Нет пользы от меня иной.
Я так бессмысленно чудесен,
Что Смысл склонился предо мной!

ИГОРЬ-СЕВЕРЯНИН
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,

Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?

Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя

Над вечно первенствующей планетой...
Он — в каждой песне, им от сердца спетой,-
Иронизирующее дитя.

6.5. Выполнить анализ стихотворения В.Я. Брюсова «Юному поэту»

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета:

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Юноша бледный со взором смущённым!

Если ты примешь мои три завета,

Молча паду я бойцом побеждённым,

Зная, что в мире оставлю поэта.

(1896)

1. Прочитайте стихотворение «Юному поэту». Как вы его понимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает?

2. Стихотворение написано от первого лица. Случайно ли это?

3. Каким видится В.Я. Брюсову юный поэт? Почему в его понимании юный поэт «бледный со взором горящим»? Выделите глаголы, которые помогают передать лирическому герою свое мироощущение.

4. Какие «заветы» даёт В.Я. Брюсов юному поэту? Как вы их понимаете?

5. Отметьте и проанализируйте особенности композиции стихотворения. На сколько смысловых частей можно его разделить?

6.6. Выполнить анализ стихотворения К.Д. Бальмонта «Безглагольность»

Есть в русской природе усталая нежность,

Безмолвная боль затаённой печали,

Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,

Холодная высь, уходящие дали.

Приди на рассвете на склон косогора, -

Над зябкой рекою дымится прохлада,

Чернеет громада застывшего бора,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока.

Глубокая тишь. Безглагольность покоя.

Луга убегают далёко-далёко.

Во всём утомленье – глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны,

В прохладную глушь деревенского сада, -

Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,

И сердцу так больно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила,

И сделали ей незаслуженно больно.

И сердце простило, но сердце застыло,

И плачет, и плачет, и плачет невольно.

(1900)

1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы понимаете это стихотворение?

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает?

3. Как вы поняли название стихотворения?

4. Как поэт передаёт тишину рассвета? Какие художественные приёмы использует в этом стихотворении К.Д. Бальмонт?

5. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосочетаний, которые придают стихотворению музыкальность.

6. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатлённый поэтом миг его жизни?

7. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?

8. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом стихотворении.


Сейчас читают про: