double arrow

М.А. Булгаков


А.П. Платонов.

12.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.П. Платонова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

12.2. Прочитать повесть «Котлован»

12.3. Подготовиться к беседе по вопросам:

1. Объясните символику названия повести «Котлован». Что такое «общепролетарский дом», который строят герои? Какого рода мечты отражены в этом строительстве?

2. Докажите, что Вощев – своего рода резонёр, который проводит мысль автора: «потерян смысл жизни, никто не знает, зачем эта новая жизнь, у большинства задавлено мышление и заменено директивами, агитками, призывами».

3. Какое значение в повести «Котлован» имеет образ Насти - единственного советского ребёнка? Почему она спит и играет в гробу? Что означает её смерть для Вощева?

4. Что означает увольнение Вощева, главного героя повести «Котлован», с производства «вследствие роста слабосильности в нём и задумчивости среди общего темпа труда»? Почему любое размышление идёт вразрез с темпами труда?

5. Почему Вощев, несмотря на все свои поиски, не увидит человека, лицо которого выражало бы счастье?




6. Почему Вощев уверен, что человек должен знать, зачем он что-либо делает? Почему для него мёртво всё вокруг? Прочитайте его размышления по поводу поднятого им на дороге осеннего листа:

- Ты не имел смысла жизни, - со скупостью сочувствия полагал Вощев.

- Лежи здесь, я узнаю, за что ты жил и погиб. Раз ты никому не нужен и валяешься среди всего мира, я тебя буду хранить и помнить.

7. Почему «генеральная линия» и «вещество существования» - это взаимоисключающие стороны бытия? В чём неразрешимость и безысходность этого противоречия для героев А.П. Платонова?

8. Софронов «глубоко волновался: не есть ли истина лишь классовый враг? Ведь он теперь даже в форме сна и воображения может предстать!»

9. Почему Софронов обвиняет Вощева в интеллигентности? Почему это слово может быть обвинением? Прокомментируйте слова Вощева: «Ты, наверное, интеллигенция – той лишь посидеть да подумать». Свои рассуждения подтвердите примерами.

10.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.А. Булгакова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

10.2. Прочитать роман «Белая гвардия» и устно ответить на следующие вопросы:

1) Проблематика и тематика романа.

2) Евангельские и библейские мотивы в романе.

3) Когда и где происходят события, описываемые в романе?

4) Под влиянием каких планет и какие события происходят в романе?

5) Как раскрывается тема Дома в романе? Дом Турбиных и Дом Василисы.

6) Нравственный выбор Турбиных, Тальберга, Шервинского, Най-Турса, Малышева.



10.3. Прочитать роман «Мастер и Маргарита».

10.4. Сдать устный зачёт по роману «Мастер и Маргарита».

Вопросы для устного зачёта:

1) Докажите, что перед вами роман в романе. Как в основной роман вводится роман о Пилате и Иешуа, созданный Мастером? Объясните, как текст романа Мастера собирается воедино.

2) Какие философские проблемы поднимаются в романе?

3) Проанализируйте первое появление Воланда. Кто он такой? Зачем приехал в Москву? Почему выдает себя за истрика и за немца? Что означает его имя? Какие атрибуты помогают понять его тайну, «выдают» Воланда?

4) Проанализируйте высказывания Воланда в первой главе. Почему он задает московским литераторам вопрос: «… кто же управляет жизнью человеческой и вообще всем распорядком на земле»? почему не приемлет их ответ? Как возражает им?

5) Почему Воланд боится увидеть в каждом окне по атеисту? Почему утверждает, что в жизни все предопределено свыше? Прокомментируйте его слова: «Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится.»

6) Почему роман Мастера вводится в произведение именно Воландом? Прокомментируйте его утверждение: «Имейте в виду, что Иисус существовал… И доказательств никаких не требуется.»

7) С какой целью свита Воланда дает сеанс черной магии? Что такое черная магия? Чем она отличается от белой? Как к магии относится церковь? Какие неприглядные черты советских людей обнаруживаются во время сеанса черной магии? Приведите примеры из текста, подтверждающие вашу мысль.



8) Почему во время сеанса черной магии свита Воланда была вынуждена «произвести разоблачения»? Какой образец разоблачения демонстрируется? Кого и за что высмеивает М.А.Булгаков? почему аналогичный эпизод мы находим в главе «Сон Никанора Ивановича»?

9) Прокомментируйте вывод, к которому приходит Воланд после сеанса: «…они – люди как люди. Любят деньги ,но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или золота. Ну ,легкомысленны…. Ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…». Приведите примеры, позволяющие ему прийти к таким выводам.

10) Что оказалось хуже: черная магия или ее разоблачение? Какие пороки своих современников высмеивает М.А.Булгаков? Против чего выступает?

11) Проанализируйте главу «Великий бал у Сатаны». В чем её идейное значение? Почему она является кульминацией романа? Почему бал происходит во время страстной пятницы? Какие превращения претерпевают время и пространство в этой главе?

12) Почему с бала Сатаны каждый должен уйти с надеждой, дарованной Маргаритой? Какой должна быть королева бала?

13) Расскажите историю Мастера. С какого момента он стал Мастером? почему имел право так себя называть?

14) Как проявились малодушие и трусость Мастера? В чем, по мнению Булгакова, его грех? Как он был за него наказан?

15) Что из себя представляют члены МАССОЛИТа? Кому и за что мстит Маргарита? Почему она берет на себя карающую роль?

16) Чем является покой для Мастера в его посмертной судьбе? Почему «он не заслужил света, он заслужил покой»?

17) Почему Понтий Пилат не мыслит жизнь без установленной власти? почему, пытаясь помочь философу Иешуа, он вспоминает о «Законе об оскорблении величества?» Почему прокуратор Иудеи пасует перед властью кесаря? Каков его первоначальный выбор?

18) Чего испугался Мастер? Почему это привело к прекращению творчества? Как писатель судит героя?

19) Почему М.А.Булгаков был уверен, что «трусость – вот главный порок, потому что от него идут и все остальные»? Как трусость, малодушие героя связаны с проблемой нравственного выбора? Почему умирающий Иешуа говорит, что «…в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость»?

20) Какую роль в романе играет свита Воланда? Охарактеризуйте каждого ее члена. Почему эти герои состоят в свите дьявола?

21) Объясните, почему эпиграфом к роману М.А.Булгаков выбрал слова Мефистофеля из «Фауста» И.В.Гёте:

- Так кто же ты, наконец?

- Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.

22) За что и как наказан Берлиоз?

23) За что наказан Понтий Пилат?

10.5. Выполнить тест по биографии Булгакова и по романам «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита».

10.6. Написать творческую работу по произведениям М. Булгакова.

Темы работ:

1) Тема Дома в произведениях М.А. Булгакова.

2) Тема любви в произведениях М.А. Булгакова.

3) Нравственный выбор героев Булгакова.

4) Роль сна в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

5) Роль эпиграфа в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

6) Библейские мотивы в произведениях М.А. Булгакова.

11. М.А. Шолохов. Сведения из биографии. Роман «Тихий Дон»

11.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество М.А. Шолохова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

11.2. Прочитать роман «Тихий Дон»

11.3. Письменноответить на вопросы:

1. Как в романе изображена Первая мировая война? Напишите о двух убийствах, совершённых Григорием. Как меняется его отношение к убийству? Каково отношение автора к поступкам героя?

2. Проследите судьбу Григория Мелехова. Отметьте этапы его жизненного пути. Запишите в тетрадь. Найдите в тексте высказывания Григория Мелехова или автора, характеризующие каждый этап жизни Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судьбе. Запишите в тетрадь.

3. Запишите этапы пути Мелехова в революции. Ответьте на вопросы:

· Почему так мечется Григорий Мелехов?

· Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?

· Что говорит Григорий о власти?

11.4. Подготовиться к устному зачёту по следующим вопросам:

4. Объясните смысл названия романа.

5. Какие отношения царят в семье Мелеховых? Подтвердите примерами из текста.

6. Почему Григорий Мелехов не возражает отцу, когда тот заставляет его жениться?

7. Почему Митька Коршунов считает, что он очень подходящий жених для Елизаветы Моховой? Как это характеризует отношения между казаками и «иногородними» и иерархию казачьего мира?

8. Что меняется, когда начинается Первая мировая война?

9. Какие изменения в жизнь народа вносит война? Революция? Гражданская война?

10. Как вы думаете, почему Григорий выбирает Аксинью? Как это соотносится с характером самого Григория?

11. Почему, по вашему мнению, вернувшись в семью после измены Аксиньи, Григорий при жизни Натальи больше открыто не возвращался к Аксинье? Как это связано с его отношением к традиционным ценностям в рушащемся мире?

12. Вспомните, как решают тему супружеской измены А.Н. Островский («Гроза»), Л.Н. Толстой («Война и мир»). Как об этом пишет М.А. Шолохов? В чём своеобразие решения этой темы в романе-эпопее «Тихий Дон»?

13. Вспомните, что вам известно о жизни казаков и об этом сословии. Почему казачество, в основном, было на стороне белых? Как изображает Шолохов Гражданскую войну – как один из этапов классовой борьбы или трагедию?

14. В чём и как выразилась большевистская позиция автора романа?

15. В воспоминаниях М.А. Шолохов писал: «Сталин подымил трубкой и потом сказал: «А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…» Я тогда ответил Сталину: «Хорошее для белых удовольствие! Я показываю полный разгром белогвардейщины на Дону и Кубани!» Сталин снова помолчал. Потом сказал: «Да, согласен!» - и, обращаясь к Горькому, добавил: «Изображение событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас, на революцию!». Как вы думаете, почему возможно утверждение о том, что «третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции…»? Какие сцены в ней могут подтвердить такую точку зрения? Как вы считаете, «на революцию» или «на белогвардейскую эмиграцию» «работает» третья книга и вообще весь роман-эпопея?

16. Почему корниловский мятеж не имел успеха? Каковы причины его провала? Найдите объяснение в тексте романа. Составьте план ответа.

17. Что привлекает Григория в Подтелкове? Почему позже Мелехов уходит от него? Как это характеризует эволюцию взглядов героя?

18. Почему Григорий Мелехов не находит своего места в противоборстве белых и красных? Чего он хочет в жизни? Какое значение имеет его возвращение на хутор? Почему этой сценой заканчивается роман?

19. Какую роль играет изображение любви в романе? Каково отношение к ней героев и самого автора?

20. Сравните Аксинью и Наталью, объясните чувство Григория к каждой из них. Почему обе гибнут?

11.5. Выполнить тест по биографии и творчеству М.А. Шолохова.

11.6. Написать творческую работу по роману «Тихий Дон»

Темы работ:

1.

12. В.В. Набоков. Сведения из биографии. Роман «Приглашение на казнь»

12.1. Хронологическая таблица «Жизнь и творчество В.В. Набокова»

Дата Событие Произведение
     

Вывод: какой вклад внёс в развитие литературы?

12.2. Прочитать роман «Приглашение на казнь»

12.3. Устно ответить на вопросы:

1) Покажите абсурдность жизни Цинцинната до ареста. Чем герой отличается от других людей?

2) Почему приговор о смертной казни был произнесён шёпотом? В чём вина Цинцинната?

3) Как изображены тюремные обычаи? Какими художественными средствами пользуется пользуется автор?

4) Почему надежда на спасение Цинцинната терпит крушение? Как это изображено в романе?

5) Объясните, кто такой м-е Пьер и какова его роль в романе.

6) Как показано «зазеркалье» Цинцинната?

7) Как изображена в романе толпа, общество, окружающее героя? Какое значение имеет свидание с Марфинькой и родственниками?







Сейчас читают про: