double arrow

Средневековое искусство.. Художественное творчество Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник строго следовал церковным канонам. Поэтому ху­дожника называли

Художественное творчество Средневековья также испытывало сильнейшее влияние церкви. Художник строго следовал церковным канонам. Поэтому ху­дожника называли геометр и лишь в ХIV в. аджест (художник).

Наибольшее развитие в средние века получили изобразитель­ное искусство и архитектура.

В изобрази­тельном искусстве был обязателен определенный поворот святого (чтобы его ви­дели), показывалось лишь его лицо (потому что глаза выражали душу), а остальное закрывалось плащом.

В архитектуре были обязательные строения: для замка – донжон (круглая башня) и оборонительная стена, для храма – западный вход, мощный портал, ог­ромный неф.

Для Западной Европы периода Раннего Средневековья был характерен роман­ский стиль, получивший развитие с конца Х века. Сам термин был введен в науч­ный оборот в начале ХIХ в. французскими архитекторами, которые увидели сход­ство обнаруженных построек с древнеримской архитектурой, с ее пулукруглыми арками и элементами украшений.

Светские постройки романского стиля отличаются массивностью форм, уз­кими оконными проемами, значительной высотой башен, так как они выпол­няли функ­ции фортификационных сооружений. Те же черты массивности харак­терны для храмовых сооружений. Изнутри храмы покрывались настенными рос­писямифре­сками, а снаружи – ярко раскрашенными рельефами.

Основные виды романских сооруженийрыцарский замок, монастыр­ский ансамбль и храм.

Рыцарские замки строили на высоком холме или крутом откосе реки. Их обносили неприступной стеной и глубоким рвом. Вход, в них смот­рел зубьями металлической решетки. В центре находилась высокая башня – дон­жон. С нее обычно начиналось строительство замка.

Форма романского храма, его планировка отвечали потребностям культа и имели символическое значение. И круглая, и крестообразная форма являлись сим­волами совершенства: круглая форма несла в себе завершенность круга – круга жизни, а крестообразный план здания символизировал не только изображение рас­пятого Христа, но и четыре основных направления, олицетворявших Вселенную.

Характерными образцами романской архитектуры являются церковь ордена Клюни,храмы в Парэ ле Мониаль и Везеле, Норт-Дам-дю-Пор в Клермон-Фер­ране и церковь в Орсивале, храм Нотр-Дам-ла Гранд в Пуатье.

Для росписи и скульптуры романского типа характерно плоскостное изобра­жение, обобщенность форм, нарушение пропорций в изображении фигур, отсутст­вие портретного сходства с оригиналом.

К концу ХII в. романский стиль сменяется готическим и достигает расцветак ХIII-ХV вв.

Величественные готические храмы размещались на главной город­ской площади. Храм был не только культовым сооружением, но и сосредоточием общественной жизни. Перед ним собирались городские сходки, а внутри соверша­лись важные государственные акты, читались лекции студентам. Соборы строились по заказу городских коммун. Они символизировали не только могущество церкви, но и силу, вольность городов. Эти грандиозные соору­жения возводились десятки, а нередко и сотни лет.

Готическую церковь можно узнать по уносящимся ввысь стройным колон­нам, собранными как бы в пучки и раскрывающимися на каменном своде; ог­ромным вытянутым вверх окнами, украшенными витражами; «розой» над входом в храм. Огромные окна из цветных стекол занимают столько места, что почти не остается места для стен.

Готическая базилика имела план в виде латинского креста. Она украшалась статуями, рельефами, витражами, алтарной живописью. Все это было как «Биб­лией» в камне. В каждом соборе – своя идея: в Парижском – богоматери, в Амьен­ском – мессианизма апостолов, в Реймском – национальная и историче­ская.

К шедеврам готической архитектуры относятся соборы в Солсбери и Йорке (Англия), в Кельне (Германия), Собор Парижской Бо­гоматери.

Появляется круглая скульптура, изображение становится более реалистич­ным, богаче палитра красок.

Высокого развития достигает устное народное творчество. Народные песни и легенды распространяли бродячие артисты: жолглеры (Франция), шпильманы (Германия).

Церковь, как и светская власть, преследовала их. Например, по судебнику «Саксонское зер­цало» – шпильманы, как преступники, стоят вне закона. В ХII в. отноше­ние к ним стало меняться: известны случаи, когда знатные особы не только прини­мали их на службу, но и доверяли им посольские поручения в силу специ­фики их образа жизни и высокого образовательного уровня.

Популярны были героический эпос Англии и Скандинавии: «Поэма о Био­вульфе», повествующая о подвигах мужественного, справедливого витязя Бео­фульфа (Англия) и «Старшая Эдда»: сборник сказаний о героях (Скан­динавия); саги, сохранившие память народа о действительных исторических событиях («Сага об Эрике Рыжем»); рыцарская литература. Героем ее был воин, совершающий подвиги («Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Песнь о моем Сиде»).

Процветала рыцарская лирическая поэзия, воспевавшая образцы верности даме сердца, ради которой рыцари подвер­гали себя всевозможным испытаниям с риском для жизни. Поэты-певцы, прослав­лявшие в своих песнях рыцарскую лю­бовь, в Германии назывались миннезинге­рами (певцы высокой любви), на юге Франциитрубадурами, а на севере странытруверами.

Большой популярностью пользовался церковный театр. С начала IХ в. во время ли­тургии в храмах разыгрывались драматические сцены из Библиимисте­рии. В ХIII в. эти действа стали выноситься на площади перед храмом. Участни­ками были не духовенство, а горожане, число которых доходило до 300 и более. Представление могло длиться от 2 до 20 дней. Текст содержал до 70 тыс. стихов. Постановщики стремились к прав­доподобию (если изображали сцену всемирного потопа, то всю площадь заливали водой). Религиозный сюжет был прослоен весе­лыми интермедиями из обыденной жизни, народными сценами, что позволило оформиться еще одному жанру – фарсу (начинка). Это была острая сатира, напол­ненная сочным народным юмором.

С ХIII в. получает распространение жанр драмы в стихах – моралите, назида­тельная аллегорическая пьеса, персонажи которой были олицетворением доброде­телей и пороков.

В ХIII – начале ХIV в. европейская культура стала заметно разделяться на два потока. Один оставался на старых позициях, другой же стремился к новому мыш­ле­нию и творчеству. Повысился интерес к человеческим переживаниям, чувствам и характерам – к конкретной личности. Религиозные ограничения постепенно ослабе­вали. Европа медленно, но верно «созревала» для Возрождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: