double arrow

План лекции.. Тема лекции: Первобытная культура

Лекция № 2

Тема лекции: Первобытная культура

I. Человек – история – вечность:

1) Загадка древности

2) Происхождение человека, природа человека

3) Периодизация П. Э. и К.

II. Материальная и духовная культуры в первобытную эпоху.

II. Загадка возникновения культуры и искусства:

1) Причина возникновения искусства

2) Культура и Природа

3) Первобытный синкретизм

4) Формы религиозно-мифологического мышления

IV. Виды и формы первобытного искусства

V. Культура протославянских племен (древние славяне)

VІ. Общий вывод: «Загадка древности» и «Золотая ветвь» человечества

pаздел І. «Человек – история – вечность»

Вопрос 1.

Загадка древности.

К. Ясперс – немецкий философ и культуролог: „Доісторія – це велична реальність, бо в ній виникла людина, однак ця реальність нам... невідома.

Але як тільки ми ставимо собі питання, що ми, люди, власне, таке і намагаємося знайти відповідь у пізнанні того, звідки ми прийшли, ми відразу звертаємось до історії, намагаючись проникнути в її глибини.

Темрява цих глибин містить принадну силу, ми линемо до них, але нас завжди чекає розчарування, зумовлене неможливістю їх (глибини) пізнати”.

Выразим эту сложную мысль ученого в виде логических звеньев :

Доистория = это величественная реальность, → но возникает ? - что такое люди и откуда мы пришли? → за ответом обращаемся к доистории, → стремимся проникнуть в ее глубины, → их темнота имеет для притягивающую силу (ассоциация: «есть упоение в бою И бездны мрачной на краю» - из Пушкинского «Пира во время чумы»), → но нас ждет разочарование: невозможностью познать эти глубины древности.




Как появился человек? От кого он произошел или был «спущен» на землю уже в готовом виде? Кто «вдохнул» в него разум и душу? Почему первобытное существо решило заняться абсолютно бесполезным делом – первобытным искусством? Кто научил первого художника на земле рисовать?

Вспомним пять общепризнанных причин появления культуры и человека культурного:

1) огонь и орудия

2) речь

3) общество

4) табу

5) миф

Но никто не знает, а откуда появились сами эти причины? Что послужило первопричиной для этих пяти причин? Вспомним: Три основные концепции происхождения человечества являются лишь недоказуемыми пока гипотезами (сверхъестественная, биологическая и социальна).

Вопрос 2.

Происхождение человека



І. Вступление.

Итак, загадка происхождения культуры неразрывно связана с проблемой происхождения человека – человека разумного, духовного, выпрямленного и творческого. Приведем несколько научных концепций понимания древнего человека и его происхождения.

ІІ. Главная часть.

1. Природа человека.

Выдающийся ученый, яркий исследователь древности и первобытной культуры Эдгар Морен в своей книге «Природа человека» высказал новаторскую парадоксальную мысль, протестующую против всех трех известных нам концепций происхожления человека и культуры, взятых по-отдельности (сверхъестественная, биологическая и социальна). Эдгар Морен предложил все эти три концепции слить воедино, а именно сделать следующее:

1) Необходимо прекратить:

- сводить человека к homo faber (человек производящий, работающий) или homo sapiens (человек разумный, мыслящий)

- ибо человек наделен одновременно разумом и безумием (sapiens – demens), человек принес в мир магию, миф, бред

2) Нам необходимо:

- выйти за грани биологизаторских, надприродных (= божественных) концепций и социологизма (= известные три концепции происхождения человека и культуры)

- подойти к человеку с общим подходом, со всем «треугольником»:

Вид (биологическое) – Индивид (духовное, сверхъестественное) – Общество (социальное)

Дальше Эдгар Морен высказывает парадоксальный вывод: «Человек по своей природе - существо культурное, поскольку он по своей культуре - существо природное». Морен объясняет это тем, что самые биологические (то есть инстинктивные, животные, природные, общие для всего животного мира на земле и ничем не отличающие человека) явления – секс и смерть – одновременно больше всего насыщены символами культуры…

Как вы понимаете этот парадокс Эдгара Морена? – NB

Вот предложенный Мореном «треугольник» общего, интегративного подхода к объяснению возникновения человека и культуры.:

Индивид

(божественное)

вид общество

(биологическое) (социальное)

Известный культуролог, один из основоположников теории возникновения первобытной культуры Эдвар Тайлор в книге «Первобытная культура» писал: «С идеальной точки зрения на культуру можно смотреть как на общее усовершенствование человеческого рода путем высшей организации отдельного человека с целью одновременного содействия развития моральности, силы и счастья человека».

Вызывает разумное недоверие эта «идеальная» точка зрения, так как оптимизм и позитивизм не всегда подтверждаются при изучении истории человеческого рода, где понятия прогресса и регресса – очень относительны.

2. Взгляды на происхождение человека и культуры:

Антропогенез - это становление человека, и этот процесс состоит из следующих этапов:

1)- австралопитек (5-1 млн. лет)

2)- Нomo nabilis (человек умелый) (2-1 млн. лет)

3)- Нomo erectus (человек выпрямленный) (1,5-0,2 млн. лет)

4)- Нomo sapiens (неандерталец) (300-30 тыс. лет)

5)- кроманьёнцы (юг Франции) → 40-35 тыс. лет назад, предполагают. Что именно на этом этапе появилась членораздельная речь и возник Нomo sapiens sapiens

Концепции – гипотезы о происхождения человека на Земле:

1) Майкл Кремо (1948) и Хантер Томпсон (1937 – 2005): человечество существует не 2-3-4 млн. лет, а 2-3 млрд. лет (самые древние орудия труда)

2) Эрих фон Деникен (1935) – сторонник палеоконтакта: на земле были представители других цивилизаций (рисунки в пустыне Наска на юге Франции, каменные шары в Латинской Америке), следовательно, история человечества не однолинейна

3) Претенденты на «колыбель цивилизации» - Эдем, Атлантида, пещеры Тибета, Лемурия, Центральная Африка, звезды, планеты. Нашими предками могли быть: обезьяны, ангдрогины, духи, пришельцы, существа с 3-мя глазами.

4) Морган (Льюис) (1818-1881) – американский этнограф, основоположник антропологии, исследовавший родоплеменную организацию индейцев, в своей книге «Древнее общество» (1872) выстроил такую последовательность: «от Дикости – через Варварство – к Цивилизации»

5) К. Маркс и Ф. Энгельс – выделили как главные социальные и экономические особенности доисторического человека

6) Дарвин (1809-1882) – основоположник теории эволюционизма ХIХ века, в первобытной эпохе видел лишь зародыш развития человечества

7) Тейлор (1832-1917) – продолжил теорию эволюционизма в изучении доисторической культуры и фольклора

8) Фрезер (1854-1941) - присоединился к теории эволюционизма в своей книге «Золотая ветвь»

9) Спенсер (1820-1903), Гобино (1816-1882) – на основе одностороннего понимания прогресса сделал выводы об эволюционном совершенстве современного человека. но только европейского, а остальные народы оакзалсиь ущербными

10) Леви-Брюль (1857-1839) – ввел понятие «пралогического мышления», которое более низкое, чем логичного, проявил «высокомерный» подход к древности

11) Дюркгейм (1858-1917), Мосс (1872-1950) сделали акцент на тотемизме и формах обмена – дарения

12) Освальд Шпенглер (1880 – 1936) резко противопоставил культуру и цивилизацию: «Где умирает культура – начинается цивилизация»

13) Мирча Элиаде (1907 – 1986) изучал феномен сакрального в первобытной культуре как ее основу

14) Леви-Строс (1907-1986) раскрывал своеобразие первобытного мифологического мышления, которое соединяло в себе единство чувственного и рационального

15) Зигмунд Фрейд (1856-1939) → первобытная мифология

Юнг (1875-1961)

16) Исследование древних поселений на Украине: М. Максимович, Ф. Каминский (первооткрыватель укр. палеолита). Ф.Волков, Хвойка (первооткрыватель Трипильской культуры), Николай Чмыхов.

ІІІ. Вывод по данному вопросу:

В ХХ в. к изучению первобытной эпохи приобщились разные науки: не только археология, но и генетика, этология, семиотика, компьютерное моделирование (изучение поведения животных, этос- это характер животные). Ученые изучают: соотношение - биологического, - социологического, - культурного, – природного в человеке.

Вопрос 3.

Периодизация первобытной эпохи.

1. Историческая периодизация первобытной культуры вмещает в себя такие периоды:

Каменный век - продолжался 2,6 млн. лет, существовал до IV тысячеления до нашей эры

Бронзовыйй век – II – I тысячелетия до н.э.

Железный век - с середины І тис. до н. е.

Только каменный век является временем первобытной культуры, в бронзовом и железном веках уже появляются культуры древних цивилизаций.

Каменный век подразделяется на три основных периода – это и есть три периода первобытной культуры:

1) Палеолит – древнекаменный век (700 тис. лет назад – до 10-го тысячелетия до н.э.)

2) Мезолит – середнекаменный век (10 – 7 тисяч лет до н.э)

3) Неолит – новакаменный век, (7 – 5 тисяч лет до н. э.)

Каждый из этих трех главных периодов первобытной культуры можно разделит на более короткие этапы.

Палеолит можно разделить на три периода:

- нижний, или ранний (700 тыс. лет назад),

- средний (300 – 100 тыс. лет назад)

- верхний (40 тыс. лет назад).

Только в верхнем палеолите появляются: - наскальная живопись, - рельефы, - украшения, - составные оружия и орудия труда

После Неолита наступает меднокаменный век (энеолит) (3-2 тыс. л. до н. э.)

2. Историческая периодизация первобытного искусства:

1. Автор периодизации – Мириманов:

- Шательперонский период – 35 тыс. л. до н. э. - ориньякский – 30 (33) тыс. лет назад

- Граветский – 25 тыс. лет назад

- ранний Мадлен – 18 тыс. лет назад (Солютрейский)

- средний Мадлен – 12 тыс. лет назад

- поздний Мадлен – 10 тыс. лет назад

- Азильский – 8-4 тыс. лет назад

2. Автор периодизации - Кюн: чередование видов-типов искусства во все периоды первобытной культуры происходило по смете типов реалистического и нереалистического творческого метода отражения и познания жизни средствами искусства:

- линеарное (нереалистическое) - пластичное (реалистическое)

- абстрактное (нереалистическое) – натуралистическое (реалистическое)

- имажинативное (нереалистическое) – сенсорное (реалистическое)

3. Автор периодизации - Леруа-Гуран: выделил пять основных этапов развития первобытного искусства:

I. Дофигурный – схематические орнаментальные рисунки (50 тыс. лет назад)

II. Ориньяк – схематическое изображение животных и «первобытные венеры» (25 тыс. лет назад)

III. Солютре – изображение людей и животных в формах, подобных жизненным (18 тыс. лет назад)

IV. Классический, или Мадлен) – реализм изображений на земле (12 тыс. лет назад)

V. Поздний Мадлен – много мобильного искусства и вершины мастерства реализма (9 тыс. лет назад)

Общая археологическая периодизация каждой культуры включает всегда только три периода:становление – расцвет – разрушение каждой определенной культуры.

раздел ІІ. Материальная и духовная культура






Сейчас читают про: