double arrow

План лекции.. Тема лекции: Теоретические основы культуры

Лекция № 1

Тема лекции: Теоретические основы культуры

1. Введение. Схема курса. Требования к семинарам, модулям и к зачету. Цели и задачи курса.

2. Понятие о культурологии как науке. Типология культурологии. 3. Загадка культуры – около 1000 определений культуры.

4. Типология культуры.

5. Структура культуры.

6. Функции культуры.

7. История возникновения культуры. Открытия древних культур в ХХ в.

8. Значение культуры. - NB

Вопрос 1.

Введение. Схема курса. Требования к семинарам, модулям и к зачету.

Цели и задачи курса.

I. Вступление.

Поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший» - эпиграф ко всему курсу. Особая ценность и точность «неточности» гуманитарных наук. Неоднозначность ответов на проблемы культурологи. Гармония и дисгармония мирового искусства и культуры как полюсы одного единства.

II. Структура курса, требования по предмету, сверхзадача и сущность гуманитарных знаний.

1. Структура курса: в курсе запланировано 9 лекций, 7 семинаров, 2 модуля и зачет. Структуру курса соответствует хронологической типологии (классификации) историко-культурных эпох, именно:

- первобытная культура

- культура Древнего Востока

- античная культура

- культура Средневековья

- культура эпохи Возрождения

- культура XVII столетия (эпохи барокко и классицизма)

- культура эпохи Просвещения

- культура ХІХ века (эпохи реализма)

- культура ХХ века (эпохи модернизма)

2. Требования к зачету:

- конспект 9-ти лекций

- конспект ответов на все вопросы 7-ми семинаров




- словарь культурологических терминов (ксерокопия)

- словарь персоналий по каждой культурной эпохе

- хронологическая таблица украинской культуры (конспект)

- модули самостоятельной работы – тезисные планы, опорные схемы ответов

3. Цели и задачи курса:

Цель курса: формирование системы знаний о закономерностях культурного процесса в процессе изучения теории и истории мировой культуры

Задачи курса:

- овладение основными понятиями и категориями культурологии, толкование и использовании

- знакомство с эволюцией культурологической мысли в ее историческом развитии

- выявление характеристик культурно-исторических типов

- понимание проблем современной культуры и умение их анализировать

- понимание основ теории культуры

- знание основных вех в истории развития мировой культуры

- помощь в самоопределении человека в современном мире



- расширение мировоззрения студентов

- обеспечить ориентацию личности в системе общечеловеческих культурных ценностей

– определить роль, формы и типы культур

- сформировать творческое восприятие разных национальных культур

- научиться ориентироваться в мире культурных символов

- освоить основные социально значимые и преобразующие функции культуры

4. Специфика гуманитарных знаний:

- Корень слова «фило» в переводе с латинского обозначает «любить», этот корень слова есть только у двух гуманитарных наук – филологии и философии, любовь к слову и любовь к мудрствованию

- Высокое образование отличается от высшего образования тем, что оно не заканчивается вместе с получением диплома. Высокое образование – это приобщение к ноосфере (термин Вернадского). М. Бахтин (филолог, литературовед, культуролог, выдающийся мыслитель ХХ века): «Значение произведенияя доступно каждому, но ценностно-смысловой момент значим лишь для тех, кто связан узами братства на высоком уровне, здесь – приобщение к высшей ценности»

- Филологические (шире – гуманитарные) знания обладают уникальной способностью переходить в самосознание. В этом случае происходит взаимо переход образования и духовного мира человека, профессиональный рост совпадает с личностным ростом, работа («кусок хлеба») становится призванием, мировоозрением, личной жизнью человека. Перечень основных этапов перехода гуманитарных знаний в самосознание: внешний мир искусства и культуры → внутренний мир человека, внешняя культура → внутренняя культура, чужие художественный открытия → собственные открытия личности, чужие произведения искусства → часть внутреннего неэмпирического опыта, вымышленные события и персонажи → факт личной биографии, профессиональный рост = личностный рост, духовный мир художников всех времен и народов – личный внутренний духовный мир, кругозор, мировоззрение. Таким образом, формируются Убеждения – Поступок – Биография – Судьба – Душа – Карма

- «Филология - это служба понимания, это нить Ариадны в истории человечества, это задача спасения человеческого рода» (С.С. Аверинцев) - Как вы это понимаете? NB

- «Истину недостаточно знать – по истине нужно жить» ( ) Как вы это понимаете? NB

- «Литература как самый лучший собеседник» (Д. Пристли)

- «Надежды маленький реестрик» (Б. Окуджава)

- философ Э. Фромм (ученик и продолжатель З. Фрейда) : «Технически мы живем в атомном возрасте, в то время как эмоционально большинство людей живет в каменном веке».

5.Сущность мировой культуры и значение культурологических знаний:

1) «Великая мудрость – велика печаль» (Библия) – но и великая радость? NB

1) «Не каждому дано – но каждому воздастся» (поэтических перифраз из Библии, Н. Глебова)

2) Ж. – Ж. Руссо: «Я согласен, что не все взрослые люди способны постичь и понять философию, но мне глубоко противна та мысль, что это разница заложена в людях от рождения» - Как вы это понимаете? NB

3) «Ты не один в этот грозный миг. Рядом герои любимых книг. Мой милый друг, гордись своей судьбой, книги напишут и о нас с тобой…» (советская пионерская песня)

4) «Я возьму этот большой мир, Каждый день, каждый его час. Если что-то я забуду, Вряд ли звезды примут нас…» (песня из к-ф «Москва – Кассиопея»)

5) «Кто не видит вещим оком Глуби трех тысячелетий, Тот в невежестве глубоком День за днем живет на свете…» (Гете) – Как вы это понимаете? NB

6) «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов» (Ньютон)

7) «Значит, нужные книги ты в детстве читал…», «Я зла не помню – я опять его возьму…» (В. Высоцкий)

8) «Игра в бисер» – Г.Гессе

9) «Парадокс Эйнштейна» (дневники Эйнштейна, Дон – Кихот, русские писатели ХІХ –ХХ веков в их стремлении преодолеть пропасть между искусством и действительностью, М. Бахтин, статья 1919 года «Искусство и ответственность», «Театральный монолог»): Искусство и Жизнь – антиномия или единство? Как преодолеть пропасть между прекрасной литературой и искусством – и безобразной действительностью?

Даже если просто оглянуться на свою жизнь, мы видим, что ещё в первые годы своей жизни мы с замиранием сердца слушаем о приключениях своих любимых героев: радуемся их счастью, плачем, когда несчастье прокрадывается в строки любимых сказок и негодуем, ощущая несправедливость со всей своей детской открытостью и непосредственностью. Мы клянемся себе никогда не приносить несчастье и всегда быть столь же благородными, как рыцари Круглого стола. Мы переносим сказки в свою жизнь, не отторгаем их от себя, а себя – от действительности, созданной искусством. Детская непосредственность, как и первобытный синкретизм, сливает воедино реальное, воображаемое и фантастическое.

Но так длится не долго. Первые шаги в реальную жизнь меняют наше восприятие мира. Школа дает нам знания и навыки, необходимые для выживания. И именно тут сталкивают лбами два мира – мир искусства и реальной жизни. Высокопарные речи на уроках литературы, позже – патетика искусствоведенья оказываются лицом к лицу с обманом, подлостью и предательством на уроках живой жизни, за стенами школы. И встреча эта происходит не где-либо, а именно в наших душах. Мы уже «просекли», что нужно «вертеться, что бы выжить», не брезгуя наплевательством на идеалы. Нас всех с ранней юности уже подстерегает «обыкновенная история» Александра Адуева (И. Гончаров) или «деградация личности» Ионыча.

Становясь «взрослыми», мы «толстой стеной отделяем свою жизнь от искусства» (Альберт Эйнштейн, личные дневники). Мы можем восхищаться Артуром Реваресом – Оводом (Э.-Л. Войнич), при этом боясь сказать слово «против» в реальности; приходим в восторг от пушкинской Татьяны, сами не сохраняя верность любви; механически киваем головами, соглашаясь с убеждением пушкинского же Гринева «береги честь смолоду», давно утратив свою честь; преклоняемся перед трудолюбием Мартина Идена, а сами ленивы и нелюбопытны; смеёмся над пороками гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина, а сами каждый день раболепствуем перед начальством…

«Если литература не заставляется человека становится лучше и делать жизнь лучше, следовательно, она не выполняет свою роль» (Дневники Альберта Эйнштейна).

В последнее время всё больше людей сокрушаются о том, что искусство всё больше становится пошлым и безыдейным, что человечество планеты Земля бесчестно, беспринципно, безответственно. И корни этого зрят во всём, только не в себе. Но афоризмом уже стала мысль Толстого и Достоевского о путях перемены внешнего социального мира только через личное самосовершенствование. Очевидно: чтобы поменять мир, сначала нужно изменить себя.

В финале классического фильма итальянского неореализма «Мы так любили друг друга» (М. Антониони) молодые герои в говорят: «Мы хотели изменить мир – но мир изменил нас…» Антитезис можем услышать из уст гениального Вл. Маяковского: «Молодые – это те, Кто бойцовым рядам поределым, Скажет именем всех детей: Мы земную жизнь переделаем!»

«Культура - это тонкое капроновое покрывало, которое покрывает животную сущность человека. Только в нем отличие человека от животного. Но - сквозь него в любой критический момент жизни вылазят – прорываются ослиные уши» - сказал европейский писатель ХХ века. Лишь только искусство (культура) делает нас людьми и отличает нас от животных. Искусство, которое пробуждает совесть, порождает катарсис, помогает услышать тонкий звук нежной струны в наших душах, не дает заглушить «вещь в себе» (И. Кант) и ослушаться «категорического императива» (И. Кант).

И не просто искусство как явление, а влияние его на человека, именно то, как он следует своим идеалам, сформированным искусством. Вы можете опровергнуть это ярким образом Дона Кихота – якобы он полностью жил по книжным рыцарским идеалам, но, несмотря на всю симпатию, всё равно остается лишь карикатурой, таким себе «дурачком», который поверил в действительность, созданную искусством. Но образ Дорн-Кихота лишь задумывался его автором как пародия на рыцарские романы, а в результате гениальности Сервантеса он стал вечным трагическим образом бессильных и безнадежных попыток соединения искусства и действительности.

После вымышленного Дон-Кихота эти же попытки безуспешно предпринимали многие реальные люди – писатели пытались своими литературными произведениями повлиять на действительную жизнь, укрепляя эти попытки личными поступками и судьбой. Благодаря этому их образному великому Слову можно абсолютно поверить. Это Н. Гоголь, который написал второй том «Мертвых душ» с картиной обновленной идеальной Руси, но почувствовал его фальшь и сошел с ума. Это Ф. Достоевский, который ставил неразрешимые вопросы, создав образ, аналогичный Иисусу Христу («Идиот»), и заболел эпилепсией. Это Лев Толстой, который реализовал свои убеждения о богатстве и эксплуатации крестьян, в 80 лет ушел из дома, как подросток. Это А. Чехов, который не только описал вишневый сад как символ России, но и своими руками посадил перед смертью сад вокруг своего дома в Ялте. Это Вячеслав Иванов, разработавший теории «соборности» поэзии и воплощавший ее в своей «Башне». Это Александр Блок, не только создавший образ Прекрасной Дамы, и воплотивший свое отношение к ней в реальной женщине – своей жене. Это Николай Островский, сначала совершивший подвиги ради революции и освобождения человечества, а потом создавший образ в литературе на основе своих Поступков.

Гениальный философ и литературовед М.Бахтин ХХ века в своей первой юношеской статье «Искусство и действительность» (1919) нашел выход из этой дурной бесконечности. Вот его логика:

1) …в творчество человек уходит на время из "житейского волненья" как в другой мир "вдохновенья, звуков сладких и молитв".

2) Что же в результате? Искусство слишком дерзко-самоуверенно, слишком патетично, ведь ему же нечего отвечать за жизнь, которая, конечно, за таким искусством не угонится. "Да и где нам, - говорит жизнь, - то - искусство, а у нас житейская проза".

3) Когда человек в искусстве, его нет в жизни, и обратно. Heт между ними единства и взаимопроникновения внутреннего в единстве личности.

4) Что же гарантирует внутреннюю связь элементов личности? Только единство ответственности. За то, что я пережил и понял в искусстве, я должен отвечать своей жизнью, чтобы все пережитое и понятое не осталось бездейственным в ней.

5) Но с ответственностью связана и вина… Поэт должен помнить, что в пошлой прозе жизни виновата его поэзия, а человек жизни пусть знает, что в бесплодности искусства виновата его нетребовательность и несерьезность его жизненных вопросов.

6) Личность должна стать сплошь ответственной: все ее моменты должны не только укладываться рядом во временном ряду ее жизни, но проникать друг друга в единстве вины и ответственности.

7) И нечего для оправдания безответственности ссылаться на "вдохновенье"… ибо легче творить, не отвечая за жизнь, и легче жить, не считаясь с искусством.

8) Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности.

А всем, смеющимся над Дон-Кихотом, я хочу ответить словами песни «Театральный эпилог» Юлия Кима, этой песней заканчивает все свои концерты Елена Камбурова:

«- Только я, очарованный зритель,
Глубоко потрясенный до слез,
Брошу к черту родную обитель
И коня оседлаю всерьез.
И поеду сражаться, бороться
Против темных таинственных сил,
Ибо есть на земле благородство,
Я в себе его вдруг ощутил.
И в беде никого не покину,
И удары приму на себя,
И наверно, конечно, погибну, -
А потом вы играйте меня!
- Что ж, иди, мы смеяться не станем.
А когда ты устанешь от ран, -
Приходи, мы еще раз обманем!
Ты умеешь поверить в обман!»

10) «Звезда» - Иннокентия Анненского и Иосифа Бродского

ІІІ. Заключение: вывод по данному вопросу.

Культура – это и есть большой обман, и ничего более. Но именно этот «обман» и отличает человека от животного: сначала это умение создать «обман», потом – способность в него поверить, и, наконец, изменять жизнь по его образу и подобию. Этот «обман» - это совесть, пробуждаемая в нас прекрасными произведениями мировой культуры и искусства. И в особенности – литературы.

Вопрос 2.

Понятие о культурологи как науке. Типология культурологии.

І.Вступление.

Наука о культуре является как самосознание культуры. Так и формирует самосознание культурного человека.

ІІ. Главная часть.

1. Определение понятия «культурология»:

- Культурология = культуроведение = теория и история культуры – это наука о культуре

- Культурология – это наука о множественности культур, их уникальности и несхожести

- Культурология - это одна из социально-гуманитарных наук, а они являются феноменом общественного сознания, и предметом социально-гуманитарных наук являются общество и культура

2. Общее понятие о гуманитарных науках:

А) Предмет гуманитраных наук – это :

- мир представлений человека о природе и обществе,

- мир его идеалов, его ценностных ориентаций, мотивов и надежд,

- мир его культурного сознания, закрепляемый в различных знаковых системах

Б) Что такое знаковые системы в данном случае:

- социальные нормы жизни

- мифы и современное мифотворчество

- ритуалы

- произведения общественно-политической мысли

- произведения искусства

В) Принципы гуманитарных наук:

1-й принцип - разделение области природы и культуры, культура – это то. что создал человек, а природа - это то, что создал не человек и человеку неизвестно, кто ее создал (БОГ?) (Конт); - круговращение в природе не тождественно развитию всемирной истории, три закона диалектики в природе и в обществе и в культуре действую по разному (Гегель) (вспомним: украинская народная песня «Стоїть гора високая…» )

2-ой принцип - историзм

3-ий принцип – деятельно-субъективный и генетический

3. Предмет культурологи как науки

Предметом культурологи являются:

- объективные закономерности общечеловеческого и национального развития материальной и духовной жизнедеятельности людей, формирующей культурные процессы

- теоретические основы развития культуры

- этапы и закономерности развития мировых и национальных культур, смена культурных эпох и периодов

4. Концепции возникновения культуры.

В современной культурологи есть три наиболее распространенные концепции возникновения культуры, в которые укладываются еще множество других подходов к этой теме:

1) – «сверхъестественная», или «божественная», или «культурогенез»

2) - дарвинистическая, или биологизаторская, или антропогенез

3) – социологическая, или социальная, или общественная, или социогенез

Кроме этих трех общих концепций возникновения культуры есть еще несколько частных:

- технологическая, согласно которой культура возникает как определенный уровень производства

- деятельностная, согласно которой культура возникает как способ и результат жизнедеятельности человека

- ценностная, согласно которой культура возникает как регулятор роль и значения «должного» в жизни общества, в сущем, в реальном

5. Авторские культурологические концепции выдающихся ученых и различные культурологические школы:

- Философия Гегеля как теория культуры: эстетика – это наука о прекрасном

- Философия культуры Освальда Шпенглера: абсолютное противопоставление культуры и цивилизации; циклическая теория исторических перемен в мировой культуре; морфологический метод изучения культуры

- Концепции Зигмунда Фрейда: культура основана на бессознательноем начале в человеке; культура как сублимация основных инстинктов

-Концепция Карла Густава Юнга: культура основана на коллективном бессознательном, теория архетипов

- Концепция Арнольда Тойнби: «Вызов и Ответ» как движущая пружина в развитии культуры

- Данилевский «Россия и Европа»: локально-исторические типы; ход итории - это смена вытесняющих друг друга культурно-исторических типов

- Структурализм Клода Леви-Стросса - культура понималась как совокупность знаковых систем

- Концепция игровой культури Й.Хейзинги, Х.Ортега-и-Гассет, Е.Финка – человек культурный – это человек играющий, игра, созерцание и трагедия – удел культуры

- Теория иронии Ричарда Рорти: (Rorty) Ричард (p.1931) – культура - это ирония, симпатия и солидарность, средство личностного совершенствования

- Эдвард Саид: теория “Ориентализма” предполагает западный подход к исследованию Востока, на его основе возникаеттак называемая «теория колониального дискурса», в котором Э. Саид утверждал, что западные наука и литература к исследованию проблемы развития Востока относятся предвзято, опираясь на опыт колонизации. Э. Саид утверждал, что Запад безнадежно болен от того, что утратил интерес к внутренней духовности, все свои силы посвятив покорению внешней природы. В то время как Восток направил свои мысли не на создание механизмов, компенсирующих собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать душу и тело

- Концепция Мирча Элиаде – сопоставил миф и современную культуру. В древних обществах считалось, что миф передает абсолютную истину, так как повествует священную историю, то есть стоящее выше человека откровение, имевшее место на заре Великого Времени, в священное время начал. Будучи реальным и священным, миф становится типичным, а следовательно и повторяющимся, так как является моделью и, до некоторой степени, оправданием всех человеческих поступков. Миф является истинной историей того, что произошло у истоков времени, и предоставляет образец для поведения человека. Копируя типичные поступки бога или мистического героя, или просто подробно излагая их приключения, человек архаического общества отделяет себя от мирского времени и магическим образом снова оказывается в Великом священном времени. Сейчас мы должны заново открыть духовные истоки этого искусства в самих себе; должны осознать, чем данное искусство является в наше время, которое все еще остается "мифическим" и выживает как таковое просто благодаря тому, что миф является неотъемлемой частью человеческого состояния и отражает беспокойство человека, живущего во времени

- Концепция Мартина Хайдегера как теория культуры - это учение о Бытии как об основополагающей и неопределимой, но всем причастной стихии мироздания. Зов Бытия можно услышать на путях очищения личностного существования от обезличивающих иллюзий повседневности (ранний период) или на путях постижения сущности языка (поздний период)

- Деконструктивизм Жака Дериде – концепция культуры основана на понимании того, что мир есть текст, и необходима практика деконстукции, в процессе которой выясняется, что текст — это случайный набор цитат-архиследов.

- Умберто Эко: построил концепцию культуры на проблеме сосуществования феноменов массовой культуры и культуры высокой, художественных предметов, предназначенных для масс и для элиты, и это различие связано не с формой явлений культуры, но касается их сущностного различия.

- Эдуард Бернетт Тайлор – основоположник эволюционной теории культуры.

6. Типология культурологии.

Способы упорядочения множественности определений понятия «культура» формируют несколько основных групп этих определений, создавая определенную классификацию или типологию не только в культуре, но и в способах изучения культуры, а значит – в культурологи.

В мировой культурологи существует коло 1000 определений понятия «культура». Мы их рассмотрим в следующем вопросе, но сейчас приведем попытки систематизации этих определений по смысловым группам, что и будет одним из проявлений типологии культурологи.

Первая классификация культурологии – по группировке определений понятия «культура»:

1) Описательные определения – описывают все элементы и проявления культуры

2) Антропологические определения – представляют культуру как совокупность продуктов человеческого реальности, как мир вещей ≠ Природе

3) Ценностные определения – описывают культуру с точки зрения совокупности разных материальных и духовных ценностей

4) Нормативные определения – раскрывают основу культуры в определенных нормах жизни человека нормы

5) Адаптивные определения – описывают культуру как специфический вид деятельности человека в процессе его приспособления к природе

6) Исторические определения – раскрувают культуру как продукт истории, как наследие человеческого опыта

7) функциональные определения – раскрывают культуру через ее функции в мире и в обществе

8) Семиотические определения – описывают культуру как систему знаков, которые использует общество в разных сферах общественной жизни

9) Символические определения – раскрывают культуру как набор символов символику

10)Герменевтические определения – трактуют культуру как набор текстов

11) Идеационные определения – трактуют культуру как поток идей

12) Дидактические определения – объясняют культуру как систему человеческих умений, которым человек научился, а не унаследовал генетически

13) Социологические определения – поясняют культуру как совокупность социальных институтов, регулирующих жизнь общества.

Вторая классификация культурологии – по подходам к изучению культуры:

1) Антропологический подход - культура рассматривается как способ жизни народа

2) Отраслевой подход – культура изучается как один из аспектов общественно-экономической жизни, как одна из отраслей народного хозяйства

3) Гуманитарный (аксиологический) подход – изучает культуру как степень цивилизованности человека

Третья классификация культурологии – по тому признаку, какому феномену жизни отдается приоритет в культуре:

- Богу - богоцентризм

- природе – природоцентризм

- социуму – социоцентризм

- логосу – логоцентризм

- человеку - антропоцентризм

- культуре - культуроцентризм

7. Понятие о культурологии в разные исторические периоды – краткий обзор:

- Аристотель (384-322 рр. до н. э.): культурология сначала воспринималась как философия искусства, или метафизика,

- в средние века и возрождение – культурология воспринималась как искусствоведение, эстетика философии, философия искусства

- XVII век, философ Месинг, культура понималась как достижение истины

- XVIII век, Кант – эстетика нового времени: искусство находит выражение для идеи, особенно для основных духовных понятий человечества «вещь в себе» и «категорический императив»

- XVIII век, Ф.Шиллер – культурология изучает эстетическое чувство, чувство красоты, ощущения человека в состоянии страсти, что в свою очередь является реакцией на культуру

- XVIII век, Гегель – культурология понимается как раздел философии, а именно – эстетика, „наука о прекрасном”, а позже понимает культурологию как интегральное (объединяющее) выражение всех гуманитарных знаний

- конец ХІХ века, Вл. Соловьев: множество локальных культур объединяются в общий процесс, таким образом, культурология – это междисциплинарная метатеория, которая становится эвристическим средством постижения мира

- начало ХХ века, Освальд Шпенглер, книга «Закат Европы», в которой культурология определялась как 1) систематизированное знание о культуре как специфическом и уникальном феномене, как 2) теория культуры

- ХХ век, Ипполит Тэн «Философия искусства», программная книга культурологии ХХ века, классика культурологической мысли: осознание силуэтов культурных эпох, позитивизм, биологизм во главу угла ставил внимание к факту, в результате которого должен вырисоваться образ культурной эпохи, «основной характер» каждой эпохи как проявление всечеловеческого, общего для всех эпох. Тэн создал типологию искусств, которая соотносилась с типологией природных видов животных и растений

- ХХ век, Йохан Хейзинга, монография «Осень средневековья», раскрывает цель культурологи в изучении форм самой жизни и мышления, чем надеется приблизиться к их истинному содержанию.

ІІІ. Вывод по данному вопросу.

«Жизнь интеллигента отличается от жизни не интеллигента тем, что она - осмыслена» (Д. С. Лихачев). Культура одновременно со своим появлением как проявление бессознательных творческих порывов человека сразу же стала требовать своего осмысления. Культурология как самосознание культуры помогаю человеку осознать не только постигаемые им произведения искусства и культуры, но и глубже осознать самого себя.

Что в вашей жизни значит культурология – как наука о культуре? NB

Вопрос 3.

Загадка культуры (Понятие о культуре).

І. Вступление.

Культура – это приблизительно все то, что делаем мы, и чего не делают обезьяны (Лорд Раглан)

Культура – это то, что остается, когда все остальное забыто (Эдуард Эррио)

Культура это лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом (Фр. Ницше).

Культуру нельзя унаследовать, ее надо завоевывать (Андре Мальро)

Культура началась с фигового листка и кончается, когда фиговый листок отброшен (Кристиан Фридрих Геббель)

Культура родилась из культа (Ник. Бердяев)

Цивилизация – это власть над миром. Культура – любовь к миру (Антоний Кемпинский)

Умирая, культура превращается в цивилизацию (Освальд Шленглер)

Культура – это тонкое капроновое покрывало, из которого в критический момент постоянно вылазят ослиные уши (

ІІ. Главная часть.

1. История возникновения термина «культура»:

- в латинском языке термин «natura» = природа противопоставлялся термину «cultura» = нечто внеприродное, созданное человеком, его руками и трудом, тогда как природа создана высшими силами

- Термин «культура» - от лат. «cultura» изначально обозначал возделывание почвы, то ее культивирование, следовательно, в античные времена этот термин обозначала изменения в природе, естественные процессы, а не то, что происходит под воздействием человека; термин обозначал понятия а) обработка, б) выращивание, в) почитание

- сначала в понимании термина культура все его значения были обращены к земле, а потом – к духовности и уму: обработка, выращивание и почитание духовности и ума добавил к пониманию культуры Марк Порций Катон ( 234 -141 гг до н.э.)

- Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг до н.э.), в его работе «Тустуланские беседы» дано понимание культуры как духовности, как философии, как возделывания уже не почвы, а ума

- после Цицерона термин культура стал обозначать предпочтение духовного начала в человеке

- в античном сознании сформировался термин «пайдейя» как синоним культуры, обозначающий образованность человека. воспитание, степень его развития

- вторая версия возникновения термина культура восходит к латинскому слову occultis (лат) – что обозначает «тайный, сокровенный»

- в Китае термин культура обозначался «вэнь» и был центральным понятием для древнекитайской культуры

- в современном значении термин культура как научный термин впервые появился в в ХVІІ в., его трактовал немецкий историограф С. Пуфендорф, в понятие культуры было заложено понимание общественный человек, который прошел процесс социализации, то есть впитал в себя все достижения человеческого общества

- позже к понятию культура добавился моральный смысл, человек определял культуру как цель своего поведения, как формирование духовных ценностей

2. Сущность культуры

А) Проблематика: В понимании проблем и сущности культуры больше вопросов. Чем ответов, и нет однозначных ответов. В чем состоит взаимосвязь между культурой, обществом и человеком? В каком соотношении находятся понятия культуры, природы, цивилизации? Как разделить на периоды и циклы всю историю мировой культуры всех времен и народов? Культурный человек – кто он и какой он – что это значит? Культура как ценность – в чем она для человека и мира? Культура как средство человеческой самореализации – зачем она нужна? Культура как способ воздействия на исторический процесс, на историю развития человечества – насколько он эффективен? Не враждебна ли культура самой человеческой природе, если в своей материальное сущности человек остается природным животным?

Б) Протестантизм: Известный социолог ХХ века Макс Вебер утверждал, что капитализм в Европе возник из-за культуры протестантизма в Европе в ХVІ в., в период Реформации. По его концепции, история движется культурой, а не наоборот. Не социально экономические причины. Не конфликт между производительными силами и производственными отношениями приводит к перемене формаций, например, к появления капитализма после феодализма, а культурные, духовные причины. Такой причиной для появления капитализма стало явление протестантизма, деятельность Мартина Лютера, например, все это связано в религией, с духовными поисками человека, но совсем не связанно с материальными условиями жизни. Осип Мандельштам писал уже в ХХ веке: «И троя, и Гомер – всё движется любовью…». Макс вебер утверждал, что любая социальная динамика (то есть изменения в общественно-экономических формациях, и внутри каждого общества) начинается изначально как с д в и г внутри культуры, как результат новых ценностных ориентаций, как итог разносторонних социокультурных явлений. Человек – творец истории, придающий ей смысл через регулярную смену символов. История человечества – это история культуры.

В) Смертность и вечность: Русский философ «Серебряного века» Николай Бердяев в книге «Смысл истории» дал парадоксальное определение культуры: «… мы наглядно видим смертность культуры, но одновременно культура есть начало вечности». Как вы можете объяснить это парадоксальное утверждение? NB

Д) Науки, изучающие культуру: Разные науки изучают явления культуры, и результаты всех этих гуманитарынх наук используются и интегрируются культурологией. Науки, изучающие историю и теорию культуры с разных сторон и создающие каждая свое представление о культуре: литературоведение, искусствознание, театроведение, киноведение, археология, этнография, религиоведение, история, социология, философия, эстетика, антропология, политология, психология, этика, правоведение, экономическая теория.

Е) Деятельность человека: Мир культуры, как и любой его предмет, явление – это не следствие действий природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на преобразование того, что дано непосредственно природой. Следовательно, культура изначально связана с человеком, порождена его стремлением искать смысл жизни, совершенствовать себя и мир. Рождаясь, человек овладевает культурой, уже созданной до него, но одновременно может внести свой вклад в развитие будущей культуры, даже если он просто «читатель» (вспомните Дон-Кихота) или зритель (вспомните «Театральный монолог» в завершении концертов Елены Камбуровой). Не только творцы культуры, но ее творческие вдумчивые реципиенты имеют доступ к Ноосфере, а значит, могут наполнить ее своими творческими энергетическими эманациями добра и красоты.

Ж) Социализация и индивидуализация: Процесс социализации человека, начинающийся сразу же после его рождения - это непрерывный процесс овладения культурой, но одновременно – это и непрерывный процесс индивидуализация человека. Эти две противоположности – социализация (обобществление) и индивидуализация (личностное отделение, отчуждение) парадоксально соединяются в прямо пропорциональной зависимости в процессе овладения культурой.

Например: постигая новые культурные ценности, человек формирует свое жизненное кредо. У меня оно состоит из двух полюсов одного единства, в котором социальное и индивидуальное слито в одной целостности:

1) «Аще и вси, но не аз» - в переводе с церковно-славянского это значит: «Пусть хоть все, но не я» (в случает круговой поруки зла, в которое каждый решает за себя – участвовать или не участвовать?)

2) «Если не я, то кто же?» (лозунг Жанны Дарк необходим в случае, когда никто не хочет совершать мужественный и благородный поступок, и его нельзя требовать ни от кого, кроме как от себя)

Какое ваше жизненное кредо было сформировано под влиянием вашего приобщения к культуре? - NB

Н. Бердяев писал: «…будучи асоциален и антисоциален в одном смысле, в другом смысле я был социален, так как стремился к социальной правде и справедливости, к социальному освобождению, к братской общности людей». В этом, как всегда у Бердяева. парадоксальном утверждении синтезируются противоположные понятия: за свои революционные протестные воззрения и действия он считался антисоциальным элементом в царской России и не раз был судим. В этом была его индивидуализация, но одновременно она проявилась как высшая забота об обществе, а значит, обернулась высшей социализацией.

З) Гуманизм культуры: Противоречия культуры - это противоречия мира, и это одновременно – источник развития культуры:

- социализация - индивидуализация личности,

- нормативность культуры – и свобода, которую культура дарит человеку

- традиционность культуры – и ее полное новаторство

- мудрость, которую несет культура – и печаль, которую вскрывает она в трагизме бытия

Связь культуры с гуманизмом заключается в том, что в основе культуры лежит мера развития человека. Критерием культуры является гуманизация общества. Целью культуры можно считать всестороннее развитие человека. Русский великий поэт ХХ вевк Андрей вознесенский как один из лейтмотивов своего творчества создал такую образную формулу: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»

3. Различные определения культуры

В мировой культурологи существует коло 1000 определений понятия «культура». Все разнообразие этих определений выражает глубину и неизмеримость человеческого бытия.

Существует два мира: первый – мир, который создал нас, и он - независим от нас, это мир природы, космоса, мирозданья, и второй – мир, который создали мы, и это мир искусственный.

Перечислим несколько наиболее интересных определений культуры.

1) Культура происходит от человеческого разума и дельности (Євген Маланюк)

2) Культура – это сумма человечного присутствия на земле (Вадим Скуратовский)

3) Культура – это самореализация человека в мире, ее самовыражение, способ жизнедеятельности

4) Культура - это формирование и творчество

5) Культура – это освоение не только природы, но и себя, своей человеческой природы

6) Культура – это то, что характеризует человека как вид, появление человека на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры.

7) Культура – это результат всей человеческой деятельности на земле

8) Культура в обыденном сознании - это просто культурность человека

9) Культура – это феномен, рожденный незавершенностью, открытостью человеческой природы, развертыванием творческой деятельности человека, направленной на поиск сакрального смысла бытия (Гуревич)

Понятия о культуре в современной украинской культурологии:

10) Культура – це історично визначений рівень розвитку суспільства, тв-их сил і здібностей людини, виражений у типах і формах організації життя та діяльності людей

11) Культура - не тільки зібрання творінь, це і сукупність певних реальних „живих” людських знань та вмінь

12) Культура - це процес освоєння людиною світу, довкілля та освоєння людей у довкіллі; це освоєння має два аспекти: об’єктивний та суб’єктивний

13) Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных на протяжении истории, плюс сам процесс их создания (Н.Горбач)

14) Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, реализованной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, в духовных ценностях, в совокупности отношений между людьми, отношений человека к Природе и себе (А. Бичко)

15) Культура - это совокупный результат продуктивной деятельности людей, в личностном понимании – это ценности и нормы культуры человека (В. Греченко)

16) Культура - это все, что создано человеком, человеческим обществом, физическим и умственным трудом на благо человека; в более узком значении - это идейное и моральное состояние общества, которое определяется материальными условиями его жизни и проявляется в быте, идеологии, образовании, сознании, жизненной активности, достижениях науки, искусства, литературы, в физическом и моральном воспитании (С. Клапчук).

17) Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, систем и объектов, созданных человечеством, продукт общей жизнедеятельности людей, согласованной созданными правилами, технологиями, нормами морали с целью дальнейшего общего существования, усовершенствования, развития для достижения справедливости, общего блага и осознания необходимости сохранения жизни на Земле (Р. Вечирко)

4. Культура – природа – цивилизация

Природа – человек – культура находятся в закономерной взаимозависимости между собой. Культура для человека первичнее природы, так же как и история - первичнее биологии. Как вы понимаете это утверждение? NB

Культура – это «вторая природа», «вторая натура» (Демокрит)

Однако: культура - это одновременно и природный феномен, ибо ее творец – человек. А человек – это создание природы. Кроме того, для изготовления явлений культуры человек может использовать только природный материал, свои природные чувства и ощущения.

Культура есть акт преодоления природы, выхода за границы инстинкта, сотворения, надстройки над природой, сотворение чего-то нового, чего нет в самой природе.

Однако: и пчелы, и паук, и муравьи, и птицы, и животные творят нечто, чего нет в природе, например, соты, паутину, муравейники, гнезда, норы.

Чем отличается их творчество от человеческого? NB

Для сотворения надстройки над природой человек должен обрести дар, не заложенный в его видовой (биологической) программе. Доказательство этому находим в мифе о Прометее, ярко отраженном в трагедия древнегреческого драматурга Эсхила «Прикованный Прометей» (около 470 г. до н. э.). Согласно мифу, Прометей подарил человеку не только огонь, но воспитал из человека в первобытном состоянии разумное существо. Найдите в тексте трагедии Эсхила и выпишите в тетрадь все дары, которые принес Прометей первобытному человеку - NB

Изучение теории и истории культуры приводит разных ученых к интуитивному ощущению: культура родилась на земле и родилась в человеке в результате какого-то дара с небес, она не могла родиться из чисто природных предпосылок, это был «волшебный поворот» в жизни людей. Но одновременно, культура – не безоблачное обретение, это и возмездие, и драматизм, и воздаяние.

В отличие от природы, культура – это искусственно созданный мир как факт человеческого присутствия на земле.

И творец, и объект, и субъект культуры, и носитель культуры, и содержаниие культуры, и результат культуры - ЧЕЛОВЕК.

Человек творит мир продуктов человеческой мысли. Это формирует духовную сферу. Она, в свою очередь, создает вторую природу - материальную культуру, и вторую вселенную - духовную культуру, царство человеческого разума.

5. Понятие культуры в философии ХІХ – ХХ веков – краткий обзор

- Фридрих Ницше (1844 - 1900) – сам себя называл «философ неприятных истин» (сам о себе). Основа культуры – сама жизнь, в основе жизни – воля человека. Апполоническое и диониссийское искусство – две сферы культуры. Идея сверхчеловека породила идеологию «аристократического неоцинизма»

- Освальд Шпенглер (1880-1936) – ввел четкое и непримиримое противопоставление противопоставление культуры и цивилизации. Его труд «Закат Европы» стал классическим.

- Петирим Сорокин (1889-1968) – резко обозначил кризис культуры в ХХ веке, в основе культуры лежит понятие «ценностей»

- Зигмунд Фрейд (1856 -1939) – свою культурологическую концепцию 3. Фрейд изложил в книге "Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии" (1913) и в ряде более поздних работ. Эта психоаналитическая концепция культуры базируется на общеметодологическом принципе единства филогенеза (родовое развитие человечества) и онтогенеза (индивидуальное развитие человека), предложенном Э. Геккелем. Это значит, что в детстве человек в сокращенном виде проходит через те же стадии развития, что и в процессе происхождения культуры человечества. Последующую систематизацию и разработку психоаналитическое учение о культуре получило в работе «"Я" и "Оно"» (1923). В ней 3. Фрейд дополняет "принцип удовольствия", влечение к Эросу, стремлением к смерти (Танатос) как второй полярной силой, побуждающей человека к действию. Усовершенствованная модель личности, по фрейду, состоит из трех «я» одного человека, которые борются между собой:

* Оно (id) — глубинный слой бессознательных влечений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы

* Я (Ego) — сфера сознательного, посредник между бессознательными влечениями человека и внешней реальностью (культурной и природной).

* Сверх-Я (Super Ego) — сфера долженствования, моральная цензура, выступающая от имени родительского авторитета и установленных норм в культуре. Сверх-Я - это соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Части, элементы духовной культуры — религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах. Например, религия — это фантастическая проекция во внешний мир неудовлетворенных влечений.

- Карл Густав Юнг (1875-1961) – ученик Фрейда, использовал психологический подход к культуре, введя понятие «коллективное бессознательное» = основание духовной внутренней жизни каждого человека = архетипы = общечеловеческие первобытные первообразы

- Павел Флоренский (1882 – 1937)– Природа и культура существуют лишь вместе друг с другом: человек не творит ничего, он лишь «преобразует стихийное», природное. Без веры в Бога познание истины невозможно. Его главный труд – «Столп и утверждение истины», главнее его идеи – теория всеединства и учение о Софии – премудрости Божией.

- Клод Леви-Строс (1908 – 2009)– Структурно-антропологическая концепция культуры, согласно которой. все знаковые системы и их структура – это проявление бессознательного. Цель его теории: вернуть единство и целостность первобытного человека. «Либо ХХI в. будет веком гуманитарных наук, либо его не будет совсем»

- Йохан Хейзинга (1972-1945) – концепция «игровой культуры» отражена в его книге «Нomo ludens» - человек играющий. Игра старше культуры, культура зачиналась в игре, культурная игра всегда общественна и общедоступна, чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности.

- Хосе Ортега-и Гассет (1889-1955) – спасение культуры в условиях «массового общества» - это сохранение ценностей аристократической элиты. Способ существования подлинной личности на земле – это всегда трагедия и способность к созерцательной игре. Главная книга - «Дегуманизация искусства» делит род человеческий на две группы, людей – на два ранга, жизнь людей – на две формы. Вот они.

ОБЩЕСТВО делится на две группы  
  Массовое общество Народ Массы Серая толпа   Аристократическая элита Элита Одаренное меньшинство Творцы культуры
ЛЮДИ делятся на ДВА РАНГА
Люди заурядные Люди выдающиеся
ЖИЗНЬ (= способ существования)
Обыденность Утилитаризм Пошлость человеческого бытия Игровая деятельность Трагедия Способность к созерцательной игре
Массовая культура Эстетическая элитарность

- Герман Гессе (1877 – 1962) – Главная книга жизни - «Игра в бисер», интеллектуальная игра мастеров со всеми смыслами и формами культуры, порождающая новые духовные ценности. Игровая альтернатива кризису культуры - блестящая самокритика элитарного пути спасения человечества, величие личности – в полном растворении в своей иерархической функции.

- Михаил Бахтин (1896 – 1975)- концепция культуры как диалога. Смысл идей о культуре – это диалог культур. Смысл диалога – это культура. Идея диалога – это адекватная форма самого бытия культуры, это форма общения культур, форма нашего понимания культур. Всеобщность идей диалога имеет три смысла:

1) все в жизни - диалог, речь, и все, что имеет смысл и значение – это диалог

2) диалог - основа всех речевых жанров

3) наука о слове – это обостренно диалогическое отношение к слову

ІІІ. Вывод по данному вопросу.

Культура – это общее усовершенствование человеческого рода (Э. Б. Тейлор). С каждым шагом культурные моральные ценности, такие, как справедливость и благо, приближаясь, одновременно отдаляются. Достижение этой цели - и есть сегодня смысл культуры.

Вопрос 4.

Типология культуры.

Приведем несколько классификаций культуры, существующих в современной науке

I. Классификация культуры по носителю:

- культура разных народов

- мировая культура – синтез лучших достижений разных народов

- национальные культуры

- классовая культура

- народная культура

- городская культура

- профессиональная культура

- сельская культура

- молодежная культура

- культура семьи

- культура человека

II. Классификация культуры по сфере применения:

- материальная культура - нетождественна материальной жизни общества, она характеризует деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие способностей, творческих возможностей человека, это культура труда, быта, топоса, тела…

- духовная культура - многослойна: философская, нравственная, художественная, правовая, педагогическая, религиозная деятельность человека

ІІІ. Классификация культуры по актуальности:

- актуальная, развивающаяся

- умирающая, уходящая

IV. Типология культуры по религии

- конфуцианско-даоситский тип культуры

- индо-буддийский тип культуры

- исламский тип культуры

- христианский тип культуры

V. Основные культурно-исторические типы по хронологическому принципу:

- культура первобытной эпохи

- культура Древнего Востока

- культура Античности

- культура средневековой Европы

- культура эпохи Возрождения

- культура эпохи Просвещения

- культура ХIХ в.

- культура ХХ в.

В разные культурные эпохи формируется приоритет разных культурных и духовных ценностей:

- Античность: главная ценность – человек (демократическая и гуманистическая ценности)

- Средневековье: главная ценность – Бог

- Возрождения: главная ценность – индивид как «венец творенья», его свобода воли

- Просвещения: интеллектуальный штурм, развитите идей, приоритет разума

Вопрос 5.

Структура культуры.

Культура имеет такую структуру:

- система образования

- наука

- искусство

- литература

- мифология

- нравственность

- политика

- право

- религия

Эта структура культуры соответствует основным сферам жизни и реальности, которые создаются в процессе культурной деятельности человека. Каждой этой сфере соответствует наука, которая ее изучает. Культурология интегрирует достижения всех этих наук.

Вопрос 6.

Функции культуры

В разных учебниках можно набрать около20 различных функций, которые выполняет культура в жизни человечества и отдельного человека. Но все они укладываются в восемь основных функций культуры.

1) Человекотворческая, или гуманистическая, или мировоззренческая функция - помогает формировать мировоззрение и внутренний мир человека

2) Транслятивная функция - передает социальный опыт и историческую преемственность

3) Познавательная функция - помогает человеку познавать мир, как внешний, так и внутренний, как материальный, так и духовный

4) Семиотическая, или знаковая функция - только знание знаковой системы определяет овладение культурными ценностями

5) Регулятивная, или нормативная функция - опирается на нормативные системы: мораль, право

6) Ценностная, или аксиологическая функция - формирует систему ценностей человека

7) Интегративная, или объединяющая - выражает способность объединить людей в определенной общности независимо от нации, мировоззрения

8) Социальная, или адаптивная – помогает социализации человека

Вопрос 7.

История возникновения культуры

І . Вступление.

Основные открытия древних культур произошли в XIX – XX веках, и на их основе культурология совершила революционный шаг вперед за последнее, ХХ столетие.

ІІ. Главная часть.

1. Древность. Карл Ясперс образно выразился о предыстории культуры, о загадке древности, в которой произошло формирование человека культурного – творческого, духовного, мыслящего: «…мы не знаем ничего о ходе духовного становления человечества… Нам известны только результаты… Кто мы? – что создало человека в мире, создаваемом им: открытия, борьба, страх и мужество?»

2. Причины культуры. Несмотря на то, что этот вопрос окончательно пока не решен ни одной культурологической школой, тем не менее ученые всего мира, разных школ, ремен и народов определили пять бесспорных причин, по которым можно судить о появлении культуры на земле.

Самым существенным для появления культуры и человека культурного, на основе чего и возникла разница между животным и человеком, стали следующие пять открытий:

1)- Огонь: открытие и приручение огня, появление орудий охоты, лова, труда

2)- Речь: появление членораздельной речи, мир стал являться объектом мышления и речи

3)- Табу: насилие над собой (табу) стало особенностью природы человека, стало выявлением его искусственности по сравнению с природностью животных

4)- Общество: способность людей претворить свои стада в общество, а затем – в государство с определенной иерархией

5)- Миф: миф как первобытный способ познания и понимания мира отразил насущную потребность человека осознавать свое существование, что сразу определило его отличие от животных, жизнь человечества стала формироваться мифами

3. Мультикультурализм. В ХХ веке ученые открыли неразрешимые пока загадки древних поселений Африки. Было найдено множество артефактов: это различные предметы древности искусственного происхождения. Была открыта множественность культурных космосов на земле, в которых не всегда наглядно проявлялись универсальные закономерности. Был открыт «Примитивизм» древних культур островитян.

В ХХ в. начался рост национального и расового самосознания. Америка в ХХ века «не смогла принять негров», «плавильный котел» разных национальностей не сработал.

В ХХ в. начинается рост разнообразия культур на мировой арене, противостоящих культуре – лидеру, каковой считалась европейская культура.

В ХХ в. начинается религиозный ренессанс: остро поднимается этическая проблемность, универсальность, тревожное неспокойствие духа.

Можна сказать, что с какой-то мере проявило себя столкновение разных цивилизаций: атлантической (Европа и Северная Америка), иберо-латиноамериканской, исламской, азиатско-тихоокеанской, африканской.

В ХХ в. начинается усиленное развитие техники и культуры (НТР), что приводит к роботизация сознания человека (человек - компьютер), человек ощущает «большое знание», но утрачивает интерес к фундаментальному образованию, работе ума и души, духовному самоусовершенствованию.

В ХХ веке наглядно продемонстрировали себя все возможные антиутопии.

Все это, наряду с загадками древности и проблемой понимания причин возникновения культуры на заре человечества породило такие же неразрешимые вопросы. касающиеся современной культуры.

ІІІ. Вывод по данному вопоросу.

К. Ясперс – немецкий философ, культуролог ХХ века сказал: „Доісторія – це велична реальність, бо в ній виникла людина, однак ця реальність нам... невідома. Але як тільки ми ставимо собі питання, що ми, люди, власне, таке, і намагаємося знайти відповідь у пізнанні того, звідки ми прийшли, ми відразу звертаємось до історії, намагаючись проникнути в її глибини. Темрява цих глибин містить принадну силу, ми линемо до них, але нас завжди чекає розчарування, зумовлене неможливістю їх пізнати”.

Вопрос 8.

Значение культуры.

Несколько тезисов о том, для чего может быть нужна человеку культура.

1. Культура – это поиск смысла, смысла жизни как извечная устремленность человека.

2. Культура создана человеком – ради чего? Ради извлечения смысла из всего происходящего и окружающего.

3. Не всякая деятельность порождает культуру, а только та ее часть, которая носит сакральный характер, и связана с поиском смыслов, вычитываемых в бытии (эти деяния человека есть прорыв в новое духовное пространство).

4. Занимаясь жизнеустройство, человек не всегда задавался вопросом о предназначении бытия, поэтому культура – это не все, что может предъявить человек. Например, разница между краном и храмом. «Орудия труда» (инструменты) и их создание еще не выступает в качестве обнаружения культуры. Сакральный, то есть культурный смысл орудий труда приобретается лишь тогда, когда мы рассматриваем их «как проекцию» вовне творческих недр человеческого существа, построяющих и все его собственно эмпирическое бытие, его тело, его душевную жизнь» (Флоренский). Суть «палки, молота…» можно лишь усмотреть, и тогда это - производство символов, то есть сотворение культуры. Культура не равняется цивилизации: например, изобретение колеса – это культура, а использование колеса на станке – это цивилизация.

5. Культура – не только социальный, но и антропологический феномен: это продукт открытой человеческой природы, не имеющей окончательной фиксированности. (Н. Гумилев, «Шестое чувство»)

6. Эммануил Кант: Есть и всегда будут две вещи, которые вызывают удивление человека: звездное небо над головой. И духовный закон внутри меня.

7. Культура нужна для удовлетворения потребности пребывать в особенном эмоционально-интеллектуальном состоянии, для выражения идей, для познания мира.

8. Утверждение одного из европейских писателей ХХ века: когда Бог призовет человечество к ответу и спросит с него за все безобразия, учиненные им на земле, человечество в свое оправдание положит перед Богом только одну вещь: книгу «Дон-Кихот», и Бог простит человечество…

9. Произведения культура как собеседники, как спасение от одиночества, как выход в ноосферу.

Вывод по всей теме лекции.

Теоретические основы культуры необходимы человеку для познания и понимания как мировой культуры, так и более глубокого осмысления самого себя, своего внутреннего мира, формирующегося через культуру. Приобщение к загадкам древности и пока неразрешимым проблемам и вопросам культурологи поможет человеку не столь однозначно и категорично оценивать чужие ему культуры, приучит к толерантности мультикультурализма, поможет общению и пониманию. «Понять другого человека можно только в зеркале абсолютного сочувствия» - сказал выдающийся мыслитель и филолог ХХ века Михаил Бахтин.






Сейчас читают про: