Образование и наука. Монополия церкви, приоритет веры над разумом привели к спаду в научных исследованиях, «верю, потому что абсурдно» (Тертуллиан)

Монополия церкви, приоритет веры над разумом привели к спаду в научных исследованиях, «верю, потому что абсурдно» (Тертуллиан).

Каждый материальный объект рассматривался как СИМВОЛ идеального, божественного мира. для толкования слов-символов написана первая энциклопедия средневековья – «Этимология» в VI в.

Активно использовались труды античных авторов: Цицерона, пифагора, эвклида, Птолемея, Аристотеля и др.

Миф о «философском камне» породил увлечение алхимией. Философский камень он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир — в описаниях средневековых это был алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения металлов в золото, а также для создания эликсира жизни как лекарства от всех болехней и средста омоложения и долгой жизни.

Выше всех наук – авторитет Священного писания (Библии) и Отцов церкви.

Городские нецерковные школы стали появляться в XI – XII вв., остепенно они становились специализированными: в Болонье – юридичесие школы, в Солерно – медицинские школы, в Париже – философские, в испании – физико-математические, астрономические.

Высшие школы – УНИВЕРСИТЕТЫ – появляются в XII – XIII вв. преподавание велось на латинском языке. Ведущая университетская наука – религиозная философия = схоластика, она, в свою очередь, подчинялась теологии. Философия была объявлена служанкой богословия, а университетами управляла церковь.

Основоположник средневековой философии - Аврелий Августин, он же - Блаженный Августин, Святитель Августин, епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик. Один из Отцов Церкви, родончальник христианской философии истории. Некоторая часть сведений об Августине восходит к его автобиографической «Исповеди». Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Известные схоласты – философы западноевропейской средневековой культуры: Пьер Абеляр, Фома Аквинский, Альберт Великий, Дионисий Ареопагит, Франциск Ассизский, Бонавентура.

Однако был и один великий ученый, не побоявшийся выступить против авторитета церкви: Роджер Бэкон, годы жизни - около 1214 — после 1294; известен также как Удивительный доктор — английский философ и естествоиспытатель. Преподавал в университете в Оксфорде, был в ордене францисканцев. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами, и схоластическое умозрение, Роджер Бэкон призывал к опытному изучению природы, к разработке оптики, механики («практической геометрии»), астрономии. Целью всех наук считал увеличение власти человека над природой. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Бэкон выделял два типа опыта: 1) реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни; и 2) опыт-доказательство, полученный через внешние чувства; 3) духовный опыт, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Бэкон разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.

Литература раннего христианства – общие черты:

ü Новый завет как источник литературы

ü Апологеты (от греч. «защитительная речь») — историческое название раннехристианских писателей (Юстин, Тертуллиан, Ориген и др.), которые пытались обосновать и открыто защищали христианское учение от критиков, в период II-III столетий нашей эры. Впоследствии так называли всех активных защитников и пропагандистов идеологических течений, систем, теорий или учений.

ü Патристика (отцы церкви)

ü Перевод Библии на латинском языке (Св. Иероним)

Средневековая литература имела несколько форм своего развития: это латинская, рыцарская и городская.

Латинская литература - три линии развития средневековой литературы на латинском языке:

1. Поэзия (поэзия вагантов, XII в. – «Gaudeamus igitur» - студенческая песня)

2. Видения, дидактика

3. Хроники (Саксон Грамматик «Деяния датган» - сага о Гамлете, ценные исторические источники)

В рамках латинской литературы проявляется «Каролингское Возрождение» (то есть труды ученых и поэтов при дворе короля Карла Великого). Это было первое «малое Возрождение в Европе», оно восстанавливает формы античной поэзии, наполняя их средневековое содержанием: прославление императора, история, дружба, природа. Поэты: Эйнхард, Алкуин, Теодульф

Средневековая рыцарская литература – отличительные черты:

I. Героический эпос

Первый этап: Раннее Средневековье

1) Ирландский эпос – Уладский цикл, отражение эпохи, образ Кухулина как идеал; фантастические саги; средства фантастической образности; роль символического цветообозначения

2) Исландский эпос – «Старшая Эдда» и «Младшая Эдда» Снорри Стурмсона, Мифология дохристианского представления северных европейских народов; «Прорицание Вёльвы» - тема гибели богов, скандинавские саги

3) Английский героический эпос – «Веовульф»(германское происхождение)

Второй этап: Развитой феодализм

4) Французский эпос – «Песнь о Роланде» - фольклорная трансформация исторического события; эпическая идея, образ Роланда

5) Немецкий героический эпос – «Песнь о Нибелунгах»

6) Испанский героический эпос – «Песнь о моем Сиде», идея Реконкисты

II. Куртуазная поэзия

- Прованс: поэзия трубадуров, образ Прекрасной Дамы, тема любви, рыцарское служение даме по куртуазным правилам

- Поэзия бросала вызов церковному аскетизму и воспевала любовь как счастье и благо

- Введение рифмы в европейскую поэзию

- Формирование авторского начала

- Поэты: Бернард де Вентадорн - куртуазное отношение к даме; Джауфре Рюдель - мотив «любовь издалека», образы – биографии легендарных трубадуров, поэзия труверов и миннезингеров

III. Средневековый рыцарский – куртуазный роман

- продолжении этой традиции было активным в эпоху Возрождения: «Смерть Артура» Т.Мэлори (Англия, 14 век), «Амадис галльский» (Испания, 16 век)

- отличие от героического эпоса: вводится понятие понятие «авантюра», то есть соединение любви и фантастики, появляется новая мотивация рыцарских подвигов

- Состав цикла «бретонских повестей»: они основаны на кельтских легендах (бриты – англичане), их король – Артур: 1) бретонские (о жизни бриттов), 2) романы о Тристане и Изольде 3) романы Артуровского цикла 4) романы о Святом Граале

ü Ламбер ле Тора, Александр Парижской - «Роман об Александре», его м отивы есть у Шекспира в «Гамлете»)

ü Ж. Бедье, реконструкция «Романа о Тристане и Изольде», проявление авторского начала и мотив любовного напитка

ü Романы Артуровского цикла в центре несли образ короля Артура и рыцарей Круглого стола

2) Кретьен де Труа самый значимый романист того времени: роман «Эрик и Энида» - спор с куртуазным пониманием любви; развивает жанр «романа дороги» - роман как описание путешествия рыцаря; роман «Ланселот, или Рыцарь Телеги» - воплощение куртуазного кодекса рыцарского поведения, «Ивен, или Рыцарь Льва» - начало формирования принципа психологизма; портрет, «Персиваль, или Повесть о Граале» - трансформация образа рыцаря.

IV. Городская литература Средневековья.

- Система жанров: фаблио (во Франции) и шванки (в Германии) – это сатирические стихотворные рассказы; сатирический эпос («Роман о Лисе»); аллегорический эпос («Роман о Розе»)

Особый пласт занимала смеховая народная карнавальная культура – о ней писалось выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: