История войн

Ремесла и прикладное искусство Византии

Архитектура

Литература

- достигает высокой степени утонченности, соединяя изящество формы с глубоким содержанием

- талантливые мыслители, писатели, поэты: Псевдо – Дионисий Ареопагит, Григорий Назианзин, Роман Сладкопевец

- VI век - исторические сочинения, историк Прокопий Кесарийский, «Тайная история», написанная в глубокой тайне, с предельной откровенностью обнажает все пороки империи и ее правителя

- непревзойденным шедевром византийского зодчества, построенный в 532-537 гг. храм св. Софии в Константинополе, воздвигнутый на высоком холме, рядом с императорским дворцом и ипподромом, далеко видимый с моря и суши, храм
стал не только символом могущества Византии, но и главной святыней христианского Востока. Впервые здесь была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. При Юстиниане весь купол был украшен мозаиками; в вершине купола был изображен огромный крест посреди усеянного звездами неба. Убранство храма поражало торжественной пышностью и изысканным интерьером. М раморные колоннады, расположенные двумя ярусами, нижняя часть стен и полы храма были покрыты разноцветными мраморами. Поэт Корипп называет св. Софию чудом света, которое затмевает все другие храмы и представляет точное отображение самого неба. Блеск разноцветных мраморов, мерцание золота мозаик и
драгоценной утвари, сияние множества лампад, парение блистающего купола – все это действительно создавало иллюзию беспредельности пространства собора, превращало его в подобие космоса, символически приближало к образу Вселенной. В архитектуре и живописи св. Софии были заложены основы художественного стиля, которому суждено было стать господствующим во всей дальнейшей истории византийского искусства.

- храм 12-ти Апостолов в Константинополе,

- храм св. Димитрия в Салониках

- храм св. Виталия в Константинополе

- Новый Рим украсился дворцами императоров и домами знати: на самом берегу Мраморного моря вырос Большой императорский дворец - целый комплекс роскошных зданий

- изумительной красоты ювелирные украшения из золота и драгоценных камней,

- диптихи и ларцы из слоновой кости, украшенные резьбой и инкрустациями,

- вышитые причудливыми рисунками шелковые ткани,

- утонченные изделия из цветного стекла - сосуды, бусы,
светильники.

VII столетие было трудным временем в истории Византии. Раздираемая внутренними усобицами, теснимая грозными внешними врагами, империя переживала серьезный кризис. Самая страшная опасность грозила с Востока, со стороны могущественного Арабского халифата. Византийское влияние в Италии, в Африке, в странах Закавказья (в Армении и Лазике) было значительно ослаблено. К концу трагического VII столетия Византийская империя перестала существовать как великая средиземноморская держава.

Ее место заняло средневековое Византийское государство, гораздо меньшее по размерам, но зато отличавшееся большим этническим единством, политической и религиозной сплоченностью. Греческий язык стал официальным, государственным. Империя вступила в новый период своего развития - становления и победы феодального строя.

Подъём Византийского государства начинается с Х в. В этот период были составлены энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине. Трактаты императора Константина Багрянородного (913—959) «Об управлении государством», «О фемах», «О церемониях византийского двора» — обширная энциклопедия ценнейших сведений о политической и административной структуре Византийского государства. В Константинополе в XI в. возродился университет - центр светского образования для всей империи. Около 1045 г. был вновь создан юридический факультет, «музей законодательства», как его называли современники.

Появляется целая плеяда выдающихся историков, в сочинениях которых ясно проступает авторская позиция.

В это же время возрождаются риторика и эпистолография.

Наряду с религиозными гимнами развиваются светская любовная лирика и обличительная сатирическая поэзия.

Расцвет византийской культуры в XI—XII вв. В литературе все сильнее звучат мотивы отрицания, критики общественного строя с его унификацией и канонизацией культурных ценностей. Расцвет переживает народная литература разных жанров, народный язык получает права гражданства.

Поздняя Византия - начало конца. Захват Константинополя крестоносцами в 1204 г. привел к будущему распаду Византийской империи. Могущество грозного врага Византии турок-османов, политическая раздробленность; внутренние междоусобицы; враждебность соседних Балканских государств - Сербии, Болгарии, а также Венгрии; выжидательная позиция Запада делали положение Византии крайне опасным. Решающий удар империи был нанесен утверждением турок-османов в Европе. Штурм Константинополя произошел 29 мая 1453 г. Войска нападавших турок по численности значительно превосходили оборонявшихся. После многочасового боя Константинополь был взят штурмом.

Византия прошла трудный, но насыщенный яркими событиями общественной и культурной жизни тысячелетний исторический путь. Ей по праву принадлежит видное место в прогрессивном развитии Европы и всего средневекового мира.

Каков же вклад византийской цивилизации в культуру средневековья?

- христианская религия в ее особой православной форме;

- всегда сохранялась устойчивая государственность и централизованное управление;

- византийскую культуру отличало от культуры стран Западной Европы наличие элементов восточных цивилизаций;

- как по своему географическому, этническому и экономическому положению Византия была своеобразным «золотым мостом» между Востоком и Западом, так и в культурном развитии Европы она была связующим звеном между западной и восточной культурами.

- происходил плодотворный синтез культур Востока и Запада

- в отличие от раздробленной средневековой Европы, Византийская империя сохранила государственные политические доктрины Рима и культ императора, что нашло отражение в различных сферах культурной жизни общества

- необычайный расцвет Константинополя - этого крупнейшего центра средневекового мира, превосходившего вплоть до XIII в. богатством и блеском своей цивилизации современные ему Лондон, Париж, Венецию и Флоренцию, способствовал сохранению светской городской культуры

- ареал распространения влияния византийской культуры был весьма обширен: Сицилия, Южная Италия, Далмация, государства Балканского полуострова, Древняя Русь, народы Закавказья, Северного Кавказа и Крыма — все они в той или иной степени соприкасались с византийской образованностью.

Итак, культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: