Философия Византии

Живопись в средневековой западноевропейской культуре

Изменился канон красоты: античное понимание прекрасного подверглось строгой критике. Не допускалось изображать открытые формы человеческого тела, поэтому образ человека стал условен, отвлечен. Человек был утонченным, невесомым. Суровым. Изможденным.

Символ стал формой изображения сверхчувственного божественного мира: гроздь винограда – это кровь Христа, корабль – символ церкви, нимб – символ святости, якорь – символ спасения, яблоко 0 символ раздора, белая роза – символ невинности и т.п.

III. Средневековая культура Восточной Европы – Византия

В истории культуры Византии выделяют три этапа:

- ранний (IV - середина VII века);

- средний (VII - IX века);

- поздний (X - XV века).

Византия образовалась из восточной части Римской империи. Центром нового государства стал город Византия, который был перестроен и получил название Константинополь. На Руси этот город известен и как Царь-Град.

Греко-римское наследие

- сыграло огромную роль в формировании византийской культуры - ппротивостояние античной традиции и нового христианского мировоззрения и сформировало культуру Византийской империи

- происходил постоянный синтез христианства и многих греко-римских философских учений.

1) Последней собственно античной философией, с которой еще соприкоснулась византийская культура, явился неоплатонизм (III - V века), он совпадает с зарождением христианства, с разложением и упадком Риской империи: глубокий пессимизм, разочарование в земной жизни, убеждение в испорченности человеческой природы. Философ Плотин, (204-270 гг) исходит из того, что все сущее имеет в своей основе Единое, которое абсолютно непознаваемо и о котором нельзя ничего утверждать (так называемое "отрицательное богословие").

2) Философия Прокла (410-485), последователя Плотина, утверждает, что любое высшее знание доступно только через божественное озарение. Если любовь (эрос) связывает человека с божественной красотой, ум - с абсолютной истиной, то вера соединяет человека с благостью Бога, влияние на всю средневековую метафизическую культуру

3) Важнейшие темы богословских дискуссий на раннем этапе: споры о природе Христа и его месте в Троице, о смысле человеческого существования, месте человека во Вселенной и о пределе его возможностей

4) Основные христианские догматы, в частности Символ Веры, были закреплены на I Вселенском Соборе в Никее (325 г.) и подтверждены на II Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.).

5) В византийской культуре сформировалась новая концепция всемирной истории, которая отходит от античной цикличности и переходит к идее линейного времени: от сотворения мира до бесконечности в направлении к человеческому совершенству

6) Противостояние христианства и античного наследия проявилось и в дискуссиях о сущности мироздания – две школы:

· Земля - плоский круг, над которым находится куполообразное небо. А вокруг всего простирается океан. Небо "земное" отделено от неба "небесного" водами.

· Шарообразность земли и сферичность небес, окружающих землю со всех сторон.

7) Взаимодействие античного и христианского начал проявилось и в формировании новой эстетики, для которой характерны, с одной стороны, опора на античные воззрения о сущности прекрасного, а с другой, глубокий спиритуализм, ставящий духовное выше телесного

8) Воплощением новых идей стал знаменитый храм Святой Софии в Константинополе, строительство которого велось под руководством Исидора из Милета и Анфимия из Тралл и закончилось в 537 году. Он воплотил все лучшее, что было создано в архитектуре того времени, как на Западе, так и на Востоке. В нем воплотилась идея грандиозного центрического собора, увенчанного гигантским куполом, на вершине купола был изображен огромный крест, обрамленный звездным небом.

Средний этап развития Византийской культуры:

- противостояние иконоборцев и иконопочитателей (726-843 гг.), иконоборцы, утверждая идею о неописуемости и непознаваемости божества, стремясь сохранить возвышенную духовность христианства, ратовали за отмену поклонения иконам и прочим изображениям Христа, Богородицы и святых, видя в этом превознесение плотского начала и пережитки Античности. На определенном этапе иконоборцы одержали верх, поэтому в византийском христианском искусстве некоторое время преобладали орнаментальные и декоративные отвлеченно-символические элементы. Но все-таки окончательную победу одержали сторонники иконопочитания, что в дальнейшем способствовало окончательному сложению иконографического канона - строгих правил изображения всех сцен религиозного содержания

- на этом этапе развития культуры происходит окончательный переход от античного идеала каллокагатии к христианскому идеалу духовно совершенной, целомудренной и благочестивой личности.

Поздний период истории византийской культуры

- в XI веке начинаются процессы постепенной рационализации христианского вероучения - в трудах Михаила Пселла и Иоанна Итала, они не желали опираться в своей деятельности только на богословские истины, наука сама способна постичь истину, даже в сфере божественного

- это постепенно привело к такому феномену византийской культуры, как гуманизм (XIII - XV века)

- идея нового возвращения к Античности (возрождения) возникла в первую очередь в русле развития византийской культуры

- последним религиозно-философским учением, ставшим в Византии официальной формой православия, явился исихазм – (в переводе с греческого означает "покой, безмолвие, отрешенность") в более общем смысле этого слова - это этико-аскетическое учение о пути человека к единению с Богом через "очищение сердца" слезами и через сосредоточение сознания в себе самом, для чего была разработана особая техника молитвы и система приемов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Аскет-исихаст в состоянии экстаза непосредственно воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога, так называемый Фаворский Свет, в результате чего достигается такое "просветление" духа, которое будет способно "животворить" плоть.

После 1000-летней истории Византия прекратила свое существования, но не осталась в забытьи самобытная и интересная византийская культура, которая передала культурно-историческую эстафету русской культуре.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: