Живопись. Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама

Прикладное искусство

Религия

Определенное влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представление о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для формирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальную эксплуатацию.

Один из величайших ученых и философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители средневекового Востока утверждали силу человеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира.

- экономической базой служило интенсивное развитие ремесла

- высокое эстетическое “чувство вещи”, позволявшее, не нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую форму и умело располагать на его поверхности узор

- орнамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла.

- основным видом живописи было иллюстрирование светских по содержанию рукописей

- богатые орнаментальными украшениями рукописи

- серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения

- влияние ислама на изобразительное искусство: запрещение изображать живые существа под страхом религиозной кары, учение ислама содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многобожия, в Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних племенных богов) названы “наваждением сатаны”

- религиозная традиция решительно отвергала возможность изображения божества, Коран и другие богословские книги украшались только орнаментом: “Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы”

- декоративность приобретала особенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаментальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью.

- ритмом узора, его “ковровостью”, тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой гармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содержание

- орнамент — “музыка для глаз” — играет очень важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока, он компенсирует изобразительную ограниченность

- арабеска, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполнять сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания.

- широкое распространение эпиграфического орнамента — текста надписей, органично включенных в декоративный узор, религия из всех искусств особенно поощряла каллиграфию, переписать текст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: