double arrow

Просвещение, наука

Значение принятия христианства

- способствовало расцвету материальной культуры

- иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства

- через Византию Русь познакомилась с наследием античного мира

- письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием

- рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность

- христианство повлияло на нравы и мораль: церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство, общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении

- христианство укрепило княжескую власть, церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности

- приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной

- позднее из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной, Русское государство оказалось изолированным от западного мира

- принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность.

- церковь, развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

- приобщение к тысячелетней христианской истории ставило перед русским обществом новые культурные, духовные задачи и указывало на средства их решения

- к VIII-IX вв. славянские племена стали переходить от общинного родового строя к феодальному, минуя рабовладельческий, вместе с политико-экономическим ростом восточнославянские племена в значительной степени продвинулись вперед на пути культурного развития.

- в VII и VIII вв. у славян появились первые города, они были оплотом для окрестного населения, когда ему угрожали набеги иноземцев, а также служили резиденцией князей, города постепенно превращались в значительные торговые центры

- в IX в. техника сельского хозяйства значительно улучшилась, а ремесло обогатилось новыми приемами обработки железа и стали, среди которых выделялись особые методы чеканки, чернения, производства эмали и пр.

- техника производства вооружения, первобытная металлургия, гончарное искусство, возросшие требования городского строительства и сельского хозяйства - все это вызывало необходимость в распространении и усвоении элементов научных знаний, а потому появилось стремление к созданию школ.

- в Новгороде была своя письменность еще задолго до распространения христианства; вещественными доказательствами этого служат берестяные грамоты, найденные в Новгороде и относящиеся ко времени, предшествующему принятию на Руси христианства.

- выдающиеся просветители славян, проповедник христианства, уроженец г. Фессалоники грек Константин, известный в истории под монашеским именем Кирилл (827-869), и его брат Мефодий (?-885), в 863 г. в г. Херсонесе, древней греческой колонии на Крымском полуострове, случайно обнаружили религиозные книги, написанные на славянском языке. На основе рукописных букв этих книг им удалось составить упрощенную азбуку для славянских народов, которая получила значительное распространение.

- в X в., в княжение Владимира Святославича (?-1015), древнерусское государство достигло наибольшего расцвета и могущества.

- наряду с элементарными школами, в которых дети обучались закону божьему, чтению, письму, церковному пению и простейшему счету, существовали школы повышенного типа, дававшие систематическое образование

- грамотность была распространена даже в среде мелких ремесленников, многие женщины тоже были грамотны

- внучка Ярослава Мудрого - Янка Всеволодовна - открыла первое в Европе женское училище

- знаменитый сборник древнейших законов "Русская Правда", создававшийся в XI и XII вв., содержит некоторые данные, позволяющие судить о степени математической культуры в Древней Руси.

Ужасное бедствие постигло Русь в начале XIII в., когда огромные полчища монголов надвинулись с востока, уничтожая на своем пути все живое. Монголы, пользуясь разобщенностью и неорганизованностью военной силы гораздо более культурных народов Северного Китая и Средней Азии, покорили их, восприняли от них военную технику и с удвоенной силой обрушились на Русь. Русь, раздираемая внутренними междоусобицами, не смогла дать сокрушительного отпора захватчикам, несмотря на проявленное русским народом исключительное мужество. Как известно, большая часть Руси попала под власть монголов, опустошавших русские земли в течение двух с половиной веков.

Огнем и мечом уничтожались памятники русской культуры и письменности. Вместе с тем на долгое время было приостановлено и экономическое развитие страны.

Крупнейшие города Южной и Восточной Руси подверглись почти полному разорению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: