На смену культуре Киевской Руси постепенно приходит культура Московской Руси

Литература и летописание. Устное народное творчество

- древнейшими дошедшими до нашего времени памятниками древнерусской письменности являются Остромирово Евангелие 1056 г., Изборники 1073 и 1076 гг.

- писали на пергамене (особым образом выделанной телячьей или бараньей коже), книги переплетались в кожу, богато украшались золотом и драгоценными камнями

- стали создаваться школы для "книжного учения"

- в Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотека

- на русский язык переводились греческие богослужебные книги, произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники, повести

- в XI в. начинается формирование собственно древнерусской литературы

- ведущее место среди литературных произведений принадлежало летописям: летописный свод Киевской Руси - "Повесть временных лет" (ПВЛ), XII в., автором ПВЛ обычно называют монаха Киево-Печерского монастыря Нестора

- "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (первого митрополита русского происхождения), написанное во второй трети XI в., было посвящено прославлению христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к Византии

- в "Поучении" Владимира Мономаха был создан образ идеального князя, мужественного в бою, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси.

- жития святых: "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.

- для средневековой литературы так характерен жанр "хожений", рассказов о путешествиях: "Хожение" игумена Даниила, совершившего паломничество в Палестину.

- устное народное творчество: песни, былины, загадки, пословицы, обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования, былинный эпос - былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче. Большинство былин связано с временами Владимира I (в былинах - Владимир Красное Солнышко).

Строительство и архитектура.

- земледелие и лесные промыслы

- ремесла, сложнейшая технику обработка металла

- оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий

- украшение изделий сканным узором или зернью, скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу, зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку

- стеклянные украшения

- гончарное ремесло

- плотницкое ремесло

- другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей

- типичное жилище в Древней Руси - полуземлянка или бревенчатый сруб, пол был земляным или дощатым

- одежда жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения, различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого была изготовлена.

- с принятием христианства на Руси стали строиться храмы. Первые церковные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились

- в конце X в. был построен первый русский каменный храм - Десятинная церковь (разрушена монголами в 1240 г.)

Типичный русский храм был крестово-купольным. Центральный барабан опирался на 4 столба, расчленявшие внутреннее пространство храма. С восточной (алтарной) стороны к храму пристраивались полукруглые апсиды. С западной стороны сооружались хоры. Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов традиции деревянного зодчества, для которого было характерно многоглавие.

- Древнейшим сохранившимся памятником древнерусского зодчества является огромный 13-купольный кирпичный собор Св. Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (в 30-х гг. XI в.). Собор был богато украшен мозаиками и фресками, в том числе на бытовые темы.

- позднее был сооружен собор Св. Софии в Новгороде.

Изобразительное искусство.

- монументальная живопись

- интерьеры храмов украшали мозаиками и фресками

- в киевском Софийском соборе в технике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов, мозаика собора имеет 130 оттенков.

- широко применялись фресковые росписи

- иконы, самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в.

- мастера книжной миниатюры.

В России в это время ведущими являлись три художественные школы:

• владимиро-суздальская;

• новгородская;

• московская.

Владимиро-суздальская школа. В XII — начале XIII века она была одной из главных. Для зодчества владимиро-суздальской школы (соборы во Владимире, церковь Покрова-на-Нерли) характерны изысканность пропорций, резной белокаменный декор (рельефные композиции, аркатурные пояса), для живописи — одухотворенность образов, величавость ритмов (росписи Дмитриевского собора во Владимире, 1197). В росписях церкви Св. Бориса и Глеба в Кидекше и Кафедрального собора Суздаля сохранились следы работы греческих художников.

Новгородская школа сыграла важнейшую роль в развитии русской иконописи и фресковой живописи средних веков; существовала в период с XII по XVI в. Памятникам зодчества новгородской школы (Софийский собор, 1045—1050; древние храмы Новгорода) свойственны монументальная простота форм, компактность объемов. Собор Св. Софии (XII в.), собор Антониева монастыря (1117), суровый и мощный Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119, мастер Петр) — характерные памятники новгородской школы, в творческом стиле которой ощущается мощное дыхание романской архитектуры.

Если на византийских иконах пристальный взгляд святого устремлен прямо на зрителя, то на новгородских он устремлен ввысь — к небесам. Вместо темных и мрачных тонов в новгородской школе появляются светлые. На новгородских иконах стало больше лиризма и меньше непосредственного присутствия святого.

Появляется новое изобретение — иконостас (от икона и греч. stasis — место стояния), перегородка с иконами и резными дверями, отделяющая алтарную часть от основной части интерьера.

В конце XIV века в новгородскую иконописную школу вошло талантливое поколение византийских эмигрантов из Константинополя, среди которых больше других прославился Феофан Грек (1340—1405).

Вместе с А. Рублевым и Прохором с Городца в 1405 году он расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле. Произведения Феофана Грека (фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде, 1378; иконы) отличаются монументальностью и внутренней силой образов.

Андрей Рублев, автор «Троицы», хранящейся в Третьяковской галерее, она представляет собой самый выдающийся шедевр иконописи из всего, что создано человечеством и Дионисия. В живопись московской школы Феофан Грек внес технику изогнутых проекций. Иконы и фрески Рублева отличают изысканность линий и внутреннее сияние цвета, глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов (икона «Троица»). В отличие от Феофана Грека и старых мастеров, он освещал все, даже второстепенные, детали иконы, усиливая значение и смысл композиции.

Зодчество

- к 1530 году окончательно сложился архитектурный ансамбль Московского Кремля

- всемирно известный храм Василия Блаженного, представлявший образец органичного слияния византийской и азиатской культурных традиций.

- построен Успенский собор (архитектор Аристотель Фиораванти),

- Алевиз Фрязин Новый возвел Архангельский собор — усыпальницу русских князей и царей,

- Грановитая палата (архитекторы Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари)

- Псковские мастера строят Благовещенский собор

- колокольня Ивана Великого (архитектор Бон Фрязин) становится господствующим сооружением Кремля, его высотной доминантой.

Литература.

- В литературно-публицистическом памятнике XVI веке «Сказание о князьях Владимирских» обосновывается наследственная связь русских государей с Византией и Киевской Русью, утверждается, что русские государи ведут свое происхождение от римского императора Августа. Эту идею поддержали деятели Церкви, которые к тому же связали ее с идеей о Москве как о «третьем Риме».

- В середине XV века в Москве был составлен первый «Русский хронограф»

- В первой половине XVI века появились работы талантливого публициста И.С. Пересветова «Сказание о царе Константине

- В XVI веке своеобразной энциклопедией исторических знаний считается «Лицевой летописный свод» — всемирная история «от сотворения мира» до 1567 года. Он состоял из 9 тыс. листов и содержал 16 тыс превосходных миниатюр. Ценным памятником русской исторической литературы является «Степенная книга» (1560—1563), освещавшая

- Грандиозный свод церковной литературы Великие Че-тьи-Минеи (Чтения ежемесячные) — жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого святого. Этот труд состоял из 12 томов (по одному на каждый месяц года) и охватывал все письменные памятники (кроме летописей и хронографов), которые допускались к чтению на Руси.

Большую роль в истории культуры России сыграло появление в 1553 г. книгопечатания. Первые издания не имели авторов и не датировались; до настоящего времени известно семь таких печатных памятников. Новый этап в книгопечатании наступил в 1563 году, когда на средства царской казны была устроена типография в Москве. Книгопечатание стало государственной монополией. Во главе типографии стояли Иван Федоров (ок. 1510—1583) и Петр Мстиславец. Они создали первые датированные печатные книги— «Евангелие» (1556) и «Апостол» (1564). До конца XVI века было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Книгопечатание способствовало распространению грамотности и просвещения не только среди дворянства и духовенства, но и среди городского населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: