double arrow

Лекция № 7. Культура Средневекового Китая


Литература

Культура Средневекового Китая

Танцы средневековой Индии

Четыре стиля индийского танца считаются классическими, два из них сложились на юге и уходят корнями в незапамятную древность:

- бхарат-нитьям – танец-молитва, танец-разговор, исполнявшийся в храмах Шивы, каждое из движений танцовщицы, каждая её поза, поворот головы, мимика и, главное, различные сочетания движений рук и пальцев имеют определённое смысловое значение. Индийцы читают этот язык жестов, как открытую книгу, и сюжеты этих танцев-рассказов могут быть самыми разными, но чаще всего это сюжеты древних повествований.

- "катхкали", что буквально значит рассказ-искусство, исполнителями могут быть только мужчины, исполняются сюжеты из эпических поэм.

- "манипури" – танцы, посвящённые главным образом господу Кришне

- "катхак" – северный стиль, в котором преобладают черты так называемого мусульманского танца.

Эпоха феодализма в Китае привела к новым открытиям:

- изобретение фарфора,

- возникновение книгопечатания – сначала с гравированных досок, а затем и при помощи разборного шрифта

- период огромного духовного подъема страны, время расцвета больших городов, строительства роскошных дворцов, парков и храмов.


Искусство и религия

- искусство Китая тесно связано с распространенными там религиозными представлениями: конфуцианство и даосизм, а также дополнивший их в первых веках нашей эры буддизм

- однако китайская средневековая идеология гораздо меньше подчинялась церковным догмам, чем в европейских странах; веротерпимость Китая

- именно живопись определила своеобразие и значительность китайского средневекового искусства

Мир природы, рано ставший предметом философских размышлений в Китае, определил направление художественных поисков средневековья. Тонкое понимание природы помогло зодчим продумать принципы размещения зданий в самых живописных местах, а художникам выработать приемы живописи, обобщающие ее законы.

- отразила и сформулировала китайское представление о жизни и счастье,

- счастье - шанс, доступный каждому, но не всем

- китайская концепция счастья рассчитана на большинство, т. е. на неудачников: "надо уметь радоваться тому, что есть... хорошо быть богатым, но счастье не в деньгах, а в следовании заветам древних и мудрых... довольствуйся малым, так как внутренние моральные ценности выше внешних атрибутов благополучия"

- многогранность и глубина

- каноничность - господство этики в обществе отражается и на литературе: глубокое убеждение, что корень всех бед, в том числе первейшая причина падения династий - в несоблюдении морально-этических норм, особенно высшими должностными лицами




- идеологизированность и назидательность - даже детское стихотворение носит утилитарно-воспитательный характер.

- воспитание чувства долга, которое должно быть присущим всем слоям населения,

- идея самосовершенствования и служения коллективу, корпорации, обществу.

Китайская средневековая живопись:

- многообразие,

- название, данное пейзажу в средние века, – «шань-шуй», то есть «горы-воды». Гора еще в древности олицетворяла светлые, активные, мужественные силы природы – «ян», а вода связывалась с темным, мягким и пассивным женственным началом – «инь». Так в самом названии пейзажа воплотились важнейшие понятия древней натурфило

-жанры живописи «цветы-птицы», «растения-насекомые», своеобразно раскрывающий мир природы

- тонкое и сложное пониманием природы,

- зоркость видения и широта мировосприятия

- аромат китайской средневековой жизни

- знаменитый мастер 8-го века Ван Вэй в поэтическом трактате «Тайны живописи» так раскрывал секреты живописца: «Порой на картине всего лишь в фут пейзаж он напишет сотнями тысяч верст», а касаясь законов перспективы, продолжал: «Далекие фигуры – все без ртов, далекие деревья – без ветвей. Далекие вершины – без камней: они, как брови, тонки – не ясны. Далекие теченья без волны: они – в высотах, с тучами равны. Такое в этом откровенье!»

- наряду с прозрачными водяными минеральными красками, стали применять богатую оттенками черную тушь.

- разные манеры письма: одна – тщательная «гун-би» («прилежная кисть»), фиксирующая все детали и показывающая зрителю мельчайшие подробности картины, другая – свободная и как бы незавершенная «сё-и» («живопись идеи»), позволяющая зрителю по воле своей фантазии додумать то, что скрыл от него художник



- сочетания светлого, ничем не заполненного фона, гибкой, всегда очень точной линии и пятна таили секрет выразительных приемов китайской живописи.

ВЫВОД:

Культура средневековья во всех ее географических и художественных проявлениях – в Западной Европе, в Византии, в Киевской и московской Руси, в Азии и на Востоке – явилась сложным диалектическим переходом от культуры античности к культуре Ренессанса и к последующей эпохе барокко. Возрождение античности в последующую эпоху стало возможным только благодаря непререкаемости ее отрицания в средневековье. Ее религиозный христианский символизм заложил художественно – мировоззренческие основы для Северного Возрождения, романтизма и модернизма ХХ века.

Тема лекции: Культура эпохи Возрождения

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: