План лекции. 1. Общая характеристика эпохи. Периодизация

1. Общая характеристика эпохи. Периодизация.

2. Начало Предвозрождения

3. Проторенессанс

4. Высокое Возрождение

5. Позднее Возрождение

6. Возрождение в Северной Европе

Вопрос 1.

Общая характеристика эпохи. Периодизация.

Периодизация эпохи возрождения:

I. Начало презвозрождения – Дученто – конец XIII в.

II. Предвозрождение – Проторенессанс - Раннее Возрождение – Треченто – XIV в

III. Высокое Возрождение – Кватроченто – XV в.

IV. Позднее Возрождение – Чинквеченто – XVI в.

V. Возрождение в Северной Европе - XVI в.

Эпиграфом к лекции может быть сонет № 116 В. Шекспира.

Папа Иннокентий ІІІ, в книге диалогов «О презрении к миру» так писал о человеке: «Все дни его полны трудами и скорбями, и даже не отдыхает ум его. И что это, если не суета? Он только то знает совершенно, что ничего не знает совершенно»

Пико делла Мирандолла (философ начала XV в.) в труде «О достоинстве человека»: «О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему, он стремится, и быть тем, чем он хочет! Бог создал человека, чтобы он сознавал законы вселенной, любил ее красоту, поражался её величием. Человек может расти и совершенствоваться по свободной воле»

В. Шекспир, «Гамлет»: «Что за мастерское создание - человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях! Как точен и чудесен в действии! Как он похож на ангела глубоким постижением! Как он похож на некоего бога! Краса вселенной! Венец всего живущего!»

Микеланджело: «Скажи, Господи, является ли мне красота, которую я вижу, твоею личностью, или же я ношу её в себе? Куда бы я ни глянул – везде эта красота»

Девиз эпохи: «Vero, Bene, Bello» - «Истина, Добро, Красота»

В литературе творили титаны Эпохи Возрождения – ренессансные личности: Данте, Петрарка, Бокаччо, Шекспир, Эразм Роттердамский, Ф.Рабле, Чосер, Т.Мор (Утопии), Сервантес, Лопе де Вега.

Понятие «Возрождение» отражало представления об историческом развитии человечества, подобный термин: «эпоха первоначального накопления»

Развитие науки и техники:

- Мореплавание, морская торговля, пираты

- Кораблестроения

- Книгопечатания (Гуттенберг, 15 век)

- Географические открытия (юг Африки, Индия, майя, ацтеки, инки; 1492 – Америго Веспуччи открывает Америку; первое круглосветочное путешествие Ф.Магеллана, Колумб, Васко да Гама, Дрейк)

- Феодальный строй приходит в упадок, появляются новые классы

- Вместо отказа от радостей жизни → интерес к жизни

- Наука

- Новое гуманистическое мировоззрение: две разных точки зрения на человека, философия презрения и достоинства (поэма Н. Матвеевой «Питер Брейгель старший»)

- Захват колоний – Португалия, Испания, Англия

- Рост городов

- Развитие культурных центров в Италии и во всей Европе

- Переход от сельской культуры к городской

- Формирование больших государств и наций, становлении национальных языков и национальных культур

- «Универсальный человек» как новый идеал эпохи Возрождения: универсальный подход к освоению мира у Леонардо да Винчи и др.

- Открытие прямой перспективы в живописи

- Гуманизм – идеология Ренессанса: соединение античного антропоцентризма («человек есть мера всех вещей» + средневековая идея равенства «все люди равны перед Богом»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: