Общее представление о методах воспитания. Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 17

Дополнительная

Основная

Литература

Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 17.

Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 18.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

Коротов В.М. Педагогическое требование. М., 1966.

Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. 2007. № 8.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. При этом нет метода, средства или организационной формы воспитания на всякий случай жизни: важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных методов, средств и форм ее организации.

Методы, средства и формы организации воспитательной деятельности составляют процессуальные основы воспитания.

Подметодами воспитанияпонимают способы воздействия воспита-телей и детского коллектива на воспитанников и организацию их деятельности, способствующей достижению воспитательных задач 1.

Напомним, что к воспитательным задачам относятся: формирование сознания учащихся, чувств, потребностей и мотивов, выработка навыков и привычек поведения, а также коррекция и совершенствование поведения с целью формирования социально значимых личностных качеств.

_____________

1 Болдырев Н.И.Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). М., 1979. С. 148.

Неправильно рассматривать методы воспитания лишь как средство воспитательного воз­действия взрослых (педагогов, родителей). При удачном выборе и умелом применении методов они активизируют деятельность воспитанников, которые своими ответными действиями способствуют решению воспитательных задач, выступают в роли объекта и субъекта, соучастника процесса воспитания. Процесс воспитания двусторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Важно учи­тывать и влияние уче­нического коллектива на личность. Необходимо стре­миться к тому, чтобы метод деятельности педагогов становился методом деятельности ученического коллек­тива.

Как и методы обучения, методы воспитания реализуются с помощью разнообразных методических приемов.

Выбор методов и приемов воспитания. В числе основных проблем воспитания В.А. Сухомлинский назвал проблему богатства и многогранности источников нравственного развития школьников. «Как добиться единства моральных убеждений и морального поведения?» – спрашивает он и отвечает: «Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить успех воспитания. Только единство многих условий, предпосылок, методов создает обстановку, благоприятствующую формированию нравственной полноценности» 1.

Это же относится к средствам и организационным формам воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: