Дополнительная
Основная
Литература
Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 17.
Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 18.
Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.
Коротов В.М. Педагогическое требование. М., 1966.
Макаренко А.С. Методы воспитания // Педагогика. 2007. № 8.
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. При этом нет метода, средства или организационной формы воспитания на всякий случай жизни: важнейшее требование к воспитательной работе – это применение разнообразных методов, средств и форм ее организации.
Методы, средства и формы организации воспитательной деятельности составляют процессуальные основы воспитания.
Подметодами воспитанияпонимают способы воздействия воспита-телей и детского коллектива на воспитанников и организацию их деятельности, способствующей достижению воспитательных задач 1.
Напомним, что к воспитательным задачам относятся: формирование сознания учащихся, чувств, потребностей и мотивов, выработка навыков и привычек поведения, а также коррекция и совершенствование поведения с целью формирования социально значимых личностных качеств.
|
|
_____________
1 Болдырев Н.И.Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). М., 1979. С. 148.
Неправильно рассматривать методы воспитания лишь как средство воспитательного воздействия взрослых (педагогов, родителей). При удачном выборе и умелом применении методов они активизируют деятельность воспитанников, которые своими ответными действиями способствуют решению воспитательных задач, выступают в роли объекта и субъекта, соучастника процесса воспитания. Процесс воспитания двусторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой – организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.
Важно учитывать и влияние ученического коллектива на личность. Необходимо стремиться к тому, чтобы метод деятельности педагогов становился методом деятельности ученического коллектива.
Как и методы обучения, методы воспитания реализуются с помощью разнообразных методических приемов.
Выбор методов и приемов воспитания. В числе основных проблем воспитания В.А. Сухомлинский назвал проблему богатства и многогранности источников нравственного развития школьников. «Как добиться единства моральных убеждений и морального поведения?» – спрашивает он и отвечает: «Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить успех воспитания. Только единство многих условий, предпосылок, методов создает обстановку, благоприятствующую формированию нравственной полноценности» 1.
Это же относится к средствам и организационным формам воспитания.