Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике.
Сущность и содержание умственного воспитания школьников.
Дополнительная
Нормативные, руководящие и инструктивные документы
Основная
Литература
Вопросы лекции
1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.
2. Научное мировоззрение, пути и средства его формирования.
3. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе.
Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16 (§ 1).
Степаненков Н.К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 12.
Харламов И.Ф. Педагогика. Минск, 2000. Гл. 26.
Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. Гл. 5 (§ 14).
Программа сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви на 2007–2010 годы // Веснік адукацыі. 2008. № 2.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М., 1979.
Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Там же.
Сухотский Н.Н. Общеобразовательная школа и Православная церковь: пути и методы взаимодействия // Праблемы выхавання. 2008. № 5.
Кураев А. Диспут с атеистом // https://kuraev.ru
Умственное воспитание происходит в процессе приобретения знаний (обучение, самообразование), но, как видно из определения, не сводится к накоплению их объема. Знания – только инструмент познания окружающего мира. Процесс приобретения знаний становится фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, которые проявляются в идейной целеустремленности его жизни, в его труде, общественной активности, интересах.
Ученик умственно воспитывается лишь тогда, когда его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми проникнуто пытливой мыслью, поисками. Научить ребенка активно видеть мир – не только добывать истины личным трудом, но и ее осмысливать, переживать как радость открытия и преодоления трудностей. Чувство гордости от того, что благодаря приобретенным знаниям он делает что-то нужное людям, красивое.
Например, В.А. Сухомлинский так строил изучение русской и украинской литературы: сперва – ознакомление с первоисточниками. Только после того, как в сознании учащихся сложилось представление о художественных образах, сформировалось личное эмоционально-нравственное отношение к героям, событиям, допускается чтение учебника. Преподавая языки, он добивался, чтобы ученик твердо запоминал правило (определение, вывод) без специального заучивания.
Важнейшими элементами умственного воспитания являются: производительный труд, дискуссия, исследование, эксперимент, самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты. В.А. Сухомлинский пишет: «Главной потребностью нашего питомца должна быть мысль, думание, открытие истины, – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа» 1.
Мыслительная деятельность вне уроков, независимо от уроков, должна быть несравненно значительнее, богаче, шире по объему, чем все то, что делает ребенок на уроке.
Радость познания.
Любознательность порождают активные наблюдения.
Отношение к школе как к важнейшему очагу духовной жизни народа.
Формирование правильного отношения к умственному труду.
Вызвать удивление и изумление ребенка.
Источники умственного воспитания: природа, книга.
Интенсивная, яркая, насыщенная духовная жизнь.
Интеллектуальная активность зависит взглядов ребенка на самого себя, от того, что он думает о самом себе. Важно утвердить в сознании ребенка взрослость мысли, зрелость духа, сформировать уверенность в том, что он сильный, что он есть множество существ, которые нуждаются в его защите и опеке. В.А. Сухомлинский отмечал, что дети, в силу обстоятельств нянчившие в 5–6-летнем возрасте малышей, в школе отличаются большей
________________
1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. С. 79.
сообразительностью и взрослостью мышления. Важную роль играет и взрослость детского труда в классе, на школьном участке.
В.А. Сухомлинский: «Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли – среди природы.
<…> Параллельно и одновременно с приобретением знаний в классе мальчики и девочки проходят школу мышления под открытым небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления – это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой» 1.
Особенно важное значение имеет приобщение к чтению детей слабомыслящих, малоспособных к учению, для которых овладение знаниями связано с неимоверными трудностями. Для их духовной жизни особенную важность имеет чтение из интереса, из желания что-либо узнать.
В начальных классах надо читать с детьми самые лучшие книги, которые вошли в золотой фонд человечества и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Это произведения Джека Лондона, Генрика Сенкевича, Гюго и Бичер-Стоу, Марка Твена и Свифта, Жюля Верна и Гоголя, Тургенева и Короленко, Толстого и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Горького, Шолохова и Леонова, Якуба Коласа и Янки Купалы, Шевченко и Ивана Франко. Многие часы учитель должен проводить в духовном общении со своими воспитанниками за книгой.
Центральное звено умственного воспитания – формирование мировоззрения. Мировоззрение служит основой духовного развития человека, оно определяет характер направленности деятельности человека. Сформировать мировоззрение – значит научить человека мыслить, жить и трудиться в соответствии с определенными принципами.
В общем смысле мировоззрение, как это вытекает из этимологии данного термина – взгляд на мир, который представляется единым, неделимым.
Целостное научное мировоззрение – система взглядов и убеждений, связанных с познанием и преобразованием природы и общества.
Личность со стойкими взглядами и убеждениями, как правило, всегда активна и поступает в соответствии с этими взглядами и убеждениями: мировоззрение определяет идейную и нравственную направленность личности.
_____________
1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. С. 80.
Более того, процесс воспитания в целом, в своих конечных характеристиках, есть процесс формирования определенного мировоззрения.
Мировоззрение – это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку.
Мировоззрение выполняет следующие функции:
· ориентационную;
· информационно-отражательную;
· оценочную.
Коренные вопросы мировоззрения: Как устроен окружающий мир? По каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?
Свои взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:
1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.
2. Религиозное мировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.
3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.
Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:
1. Социально-экономическая среда, политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.
2. Уровень развития науки и техники.
3. Уровень образования и воспитания, школа.
Основные задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:
а) добиваться научно-рационального понимания закономерностей развития природы, общества и сознания людей;
б) убеждать учащихся в познаваемости мира, в решающей роли человека в развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;
в) вырабатывать у школьников мотивы и умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;
г) научить школьников оценивать явления природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, расизм, шовинизм, религиозное сектантство).
Мировоззрение не формируется само по себе, нужна систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих учащихся.
Элементы научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.
Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:
1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.
Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).
2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.
3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.
4. Формирование общей положительной направленности личности, общего положительного отношения к окружающей действительности – природе, обществу, государству, труду, учебе, собственности, коллективу, другим людям и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.
5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.
Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.
Средства формирования научного мировоззрения:
1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.
Так, В.А. Сухомлинский применял:
· задания практического характера, опережающие изучение материала (младшие школьники знакомились с отдельными проблемами науки за 1—2 недели до изучения на уроках);
· самостоятельное составление задач с последующим их решением;
· сочинения, в которых дается простор детской фантазии, литературно-творческие опыты;
· насыщение содержания уроков яркими фактами;
· экскурсии, цель которых – выявить проблемы;
· уроки практического применения знаний;
· уроки, на которых ученики совершенно самостоятельно изучали новый материал.
2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки — с приставкой «научно-».
3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».
4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».
5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.
6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда. В V–VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».
В старших классах: «Учись учиться», «Умеешь ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй свою память», «Азбука умственного труда», «Как научиться самостоятельно и творчески мыслить?», «Как заниматься самообразованием».