Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся

Лекция 11

Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.

Метод перспективы.

Метод создания воспитывающих ситуаций.

Метод соревнования.

III. Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения учащихся.

1. Метод упражнения заключается в неоднократном, планомерно организованном вы­полнении различных действий, практических дел с целью формирования и развития личности. Оно направ­лено на приучение воспитанников к выполнению норм и правил общежития, на выработку и закрепление необходимых навыков, умений и привычек. Конечно, функции упражнения не ограничиваются лишь приучением к правильному поведению. В процессе уп­ражнения развивается сознание, формируются взгляды и убеждения, обогащаются чувства.

Разновидности метода упражнения:

а) приучение (упражнение в реальных жизненных ситуациях, прежде всего в общественно полезном труде);

б) тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки в искусственно созданных ситуациях (например, игра с этико-психологическими правилами).

2. Метод увлечения – заключается в обращении к непосредственному чувству ребенка, возбуждении в нем интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирования активности.

5. Метод переключение на другой вид деятельности («переключение страстей», по А.С. Макаренко).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Определите случаи педагогически оправданного применения метода внушения в учебно-воспитательном процессе. Как технически его осуществить (инструментировать)? Приведите примеры нерационального внушающего воздействия, примененного педагогом случайно или осознанно.

2. Можно ли подвергнуть наказанию весь коллектив, или его всегда можно применять только к отдельным учащимся? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Гуманистическая педагогика не допускает применения такой формы наказания, как исключение провинившегося ребенка из системы общения (бойкот). Зато на Западе во многих школах и семьях используют так называемый «тайм-аут», когда ребенка на короткий период исключают из общих занятий, и никто из детей и взрослых в это время не обращает на него внимания. Определите свою точку зрения в отношнении данного воспитательного приема, эмпатически пережив состояние наказанного таким образом ребенка.

Составитель: Якубель Г.И., доцент кафедры основ специальной педагогики и психологии БГПУ, кандидат педагогических наук, доцент

Понятийный аппарат: умственное воспитание ● мировоззрение ● научное мировоззрение ● взгляды ● убеждения ● идеалы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: