Внешнеторговые операции осуществляются, как правило, на мировых или региональных товарных рынках. Торговля на них осуществляется по мировым ценам. На мировых товарных рынках конкуренция более жесткая нежели на внутренних (национальных) рынках. Поэтому на мировом рынке обращаются только те товары, которые отвечают двум основным условиям. Первое условие — относительно низкие цены по сравнению с внутренними (национальными) ценами. Второе условие — качество товара должно отвечать международным стандартам.
Под мировыми ценами понимаются экспортные цены основных поставщиков конкретного товара и импортные цены в важнейших центрах импорта этого товара. Цены не любой внешнеторговой операции могут считаться мировыми ценами. Для признания экспортных или импортных цен в качестве мировых они должны отвечать следующим требованиям:
· цены должны обслуживать крупные внешнеторговые сделки;
· это должны быть цены (экспортные или импортные), по которым внешнеторговые операции осуществляются на регулярной основе. Если внешнеторговые операции проводятся эпизодически, не регулярно, то такие цены не могут признаваться мировыми ценами;
· цены должны обслуживать внешнеторговые операции, которые носят раздельный (свободный) коммерческий характер. К примеру, цены товарообменных внешнеторговых операций (бартерные сделки, поставка товаров в рамках государственной помощи, сделки на компенсационной основе и др.) не признаются мировыми ценами. Это связано с тем, что при таких условиях внешнеторговые сделки носят «связанный» характер, который предусматривает особые отношения между экспортером и импортером, в том числе и по поводу цены;
· цены должны относиться к сделкам, которые осуществляются в условиях свободного торгово-политического режима. К примеру, в качестве мировой цены не могут выступать цены, по которым реализуется продукция между странами СНГ;
· цены должны обслуживать такие внешнеторговые операции, платежи по которым осуществляются в свободно конвертируемой валюте.
В мировой торговле существует множественность мировых цен на один и тот же товар. Множественность мировых цен связана с действием значительного количества факторов. К ним относятся: наличие значительного количества мировых (региональных) товарных рынков; ценовая политика экспортеров и импортеров; различные условия поставки; различие в валютных курсах и др.
Каждая группа товаров, обращающихся на мировых рынках, имеет свои особенности при формировании мировых цен. Это необходимо учитывать при выборе мировой цены для обоснования цены конкретной внешнеторговой сделки. Условно все товары можно разделить на две большие группы: сырье и продукция обрабатывающей промышленности.
При нахождении мировой цены для обоснования цены конкретного внешнеторгового контракта на сырьевые товары следует исходить из следующих положений:
· географической определенности (локальности) размещения источников сырья;
· мировыми ценами на сырье служат экспортные цены стран — основных поставщиков. Следует заметить, что число таких стран ограничено. Поэтому при выборе мировой цены можно использовать информацию о мировых ценах одной, двух, трех стран;
· номенклатура (ассортимент) сырьевых товаров ограничена;
· о мировых ценах на сырье регулярно публикуется достаточная информация.
Более сложная проблема возникает при выборе мировых цен, необходимых для обоснования цены конкретного внешнеторгового контракта на продукцию обрабатывающей промышленности. Это вызвано следующими причинами:
· в качестве мировых цен используются цены основных (ведущих) фирм-производителей. Таких фирм множество. Поэтому при выборе мировой цены зачастую приходится анализировать информацию о 10—20 фирмах;
· имеется огромная номенклатура готовых изделий;
· вызывает сложность сопоставление технико-экономических параметров даже по аналогичным товарам;
· имеются значительные различия в комплектации, качественных и технических показателях, условиях эксплуатации, коммерческих условиях сделки;
· наблюдается неустойчивость и несопоставимость номенклатуры и ассортимента товаров;
· недостаточна публикуемая информация о мировых ценах на продукцию обрабатывающей промышленности.