double arrow

Прогнозирование конъюнктуры рынка

Показатели спроса на товар

Спрос на товары можно оценивать и по таким расчетным пока­зателям, как емкостьр), доляр) и насыщенность рынка (Нр). Емкость рынка означает возможный объем спроса или объем реа­лизуемого на рынке товара при данном уровне цен и в определен­ный период времени, обычно в течение года. Емкость националь­ного рынка по любому товару за год рассчитывают на основе дан­ных внутренней и внешнеторговой статистики в физических еди­ницах или по стоимости по следующей формуле:

Ер = Т + 3 + И + Ик - Э - Эк,

где Т — национальное производство данного товара; 3 — остаток товарных запасов на складах предприятий-изготовителей в данной стране; И — импорт; Ик — косвенный импорт; Э — экспорт; Эк-косвенный экспорт.

Здесь косвенный импорт (экспорт) представляет собой постав­ки товара, используемого в других более сложных изделиях в виде комплектующих узлов, деталей, материалов, Например, при оценке емкости рынка электродвигателей нужно учитывать электродвига­тели, установленные в станках, машинах и оборудовании, ввози­мых или вывозимых из страны. Однако учет косвенного импорта и экспорта, а также движение товарных запасов зачастую оказыва­ется трудно учитывать. Поэтому на практике расчет емкости рынка проводят по упрощенной схеме:

Сравнение емкости рынка за ряд лет позволяет судить, как ме­няется ситуация на рынке.

Доля рынка Др (%) представляет собой удельный вес или долю продаж фирмы на рынке и рассчитывается по следующей формуле:

Др= Объём реализации / ёмкость рынка * 100%

где Р — объем реализации товаров фирмы.

Снижение доли рынка является показателем неблагополучного положения фирмы и служит поводом для проведения тщательного анализа этой ситуации.

Насыщенность рынка Нр (%) — показатель, который опреде­ляется отношением числа потребителей, уже купивших товар Пт, к общему числу потребителей П:

Нр = Пт / П * 100

Чем меньшее значение имеет этот показатель, тем перспективнее рынок

Прогнозирование конъюнктуры рынка — завершающий этап комплексного исследования рынка, основные результаты кото­рого фирмы используют при планировании своей деятельности. Особый интерес представляют прогнозные (или вероятностные) оценки объема материального производства, объема спроса и уровня цен.

Обычно конъюнктурные прогнозы используются для определе­ния тактических действий на близкую перспективу (не более чем на 1 год), поскольку именно в этих временных пределах можно достаточно точно предсказывать характер изменения товарной конъ­юнктуры.

В некоторых случаях фирмам необходимо разрабатывать долго­срочные (на 5—15 лет) и среднесрочные (на 1 —5 лет) прогнозы товарных рынков, когда перед ними возникает необходимость выработки стратегических планов на длительную Перспективу. Но в этом случае оценки чаще всего носят усредненный характер и I прогнозируют лишь общие направления развития соответствую­щих рынков.

При проведении конъюнктурного прогноза важно иметь в виду, что:

невозможно получить абсолютно точный прогноз. Поэтому надо стремиться к сведению к минимуму неопределенности, которая присуща каждому прогнозу;

необходимо разрабатывать спектр альтернативных вариантов развития рыночной конъюнктуры в зависимости от воздействия тех или иных конъюнктурообразующих факторов;

разработка прогнозов должна проводиться непрерывно и по­вседневно.

В мировой практике разработано несколько методов прогнози­рования, среди которых наиболее часто используются экстраполя­ция, экспертные оценки, математическое моделирование, графи­ческий анализ.

Метод экстраполяции. Он заключается в переносе явлений, имев­ших место на рынке в прошлом, на прогнозируемый период. Это достаточно простой метод, но не совсем достоверный. Он может применяться лишь в тех случаях, когда есть уверенность, что в прогнозируемый период будут действовать те же факторы, что и в предшествующий период, и характер воздействия этих факторов останется неизменным.

Метод экспертных оценок. Он основан на привлечении группы экспертов или специальных органов для серьезного экономичес­кого анализа основных факторов, влияющих на ситуацию на рын­ке, и выработки на основе этого анализа собственных прогнозов. Надежность такого прогнозирования зависит от выбора экспертов. Они должны обладать значительной суммой знаний, опыта и вла­деть необходимым объемом информации в соответствующей сфе­ре деятельности. Здесь уместно напомнить популярный среди про­гнозистов афоризм: «Эксперт — это специалист, ранее уже совер­шивший много ошибок».

Естественно, что сам по себе метод экспертных оценок не яв­ляется исчерпывающим, и надежность прогнозирования конъюн­ктуры, как правило, дополняется другими методами.

Методы математического моделирования. Эти методы определя­ют функциональные зависимости между отдельными показателя­ми на основе имеющихся за ряд предшествующих лет данных о конъюнктуре товарных рынков и выражают их в виде системы урав­нений.

Графический анализ. При краткосрочном прогнозировании ис­пользуется графический анализ, иногда называемый чартизмом.

Тема: Изучение потребителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: