Формирование выборочной совокупности

Выборка – это группа объектов исследования, которая является носителем характеристик всех единиц генеральной совокупности.

Свойство выборки отражать характеристики ген.совокупности называется репрезентативностью.

Различия между характеристиками объектов генеральной и выборочной совокупностей называется ошибкой выборки. Ошибка зависит от репрезентативности и объемов выборки, от процедуры составления выборки, от реальной точности исполнения выборки.

9.03.10.

Чтобы сформировать правильную выборку:

3 проблемы:

1) Определение ген. совокупности (выделение ее объемов и единиц выборки)

2) Определение объема выборки (количественных показателей)

3) Определение метода (способа) выборки (качественных характеристик), какие должны быть единицы

1) Определение ген. совокупности: учитывая время, географические единицы; люди или домашние хозяйства.

2) Определение объема выборки – разными способами.

1 подход: на основе теории вероятности (научный)

А) По формулам существуют разные: в некоторых надо знать величину вариации признаков. Повторяются или не повторяются – если не знаем, берем максимальный коэффициент вариации, чтобы не занижать выборку.

Б) по таблице – номограмма (сделаны специалистами по теории вероятности)

При N=500 сплошное, при ошибке выборки=5%. N – генеральная совокупность, v – величина выборки.

N               100000 и более
V               395 и 400, если более

Ошибка выборки зависит не только от объема. Если она < 5% - повышенная точность, 5% - оптимально. От 5 до 10 – обычная, от 10 до 20 – приблизительная точность.

2 подход: на основе ранее проведенных подобных МИ.

3 подход: произвольный. «Правило большого пальца»: 5% от ген.совокупности, если она меньше 5000. Частные мнения исследователей (типа «А зачем так много?»)

4 подход: на основании выделенных средств.

А) Вероятностные выборки (случайные) – научно обоснованные. Нужны базы данных.

- простая (сугубо случайная) выборка – любой элемент генеральной совокупности имеет равную вероятность отбора в выборку. Используется генератор случайных чисел.

+: самая точная

-: нужна база данных для основы, потом долго собирать данные

- систематическая пошаговая: выбирают случайным образом первый элемент. Затем шаг выборки

Б) Неслучайные (детерминированные) – обоснованны не научно, а на здравом смысле и возможностях.

16.03.2010

Исследования
Продольные Поперечные
Напр., панели  
Исследования
Разовые Периодичные
  Напр., изучение домохозяйств

Периодичные исследования. 1 методика (1 программа); одинаковые исследования через определенные промежутки времени. Всё одинаково, кроме персональных организаций или людей. Это систематические исследования.

Панельные исследования относятся к продольным исследованиям. Люди или организации те же.

Панель – постоянная выборка лиц или организаций, среди которых проводится серия опросов/самонаблюдений одинаковыми способами и по одним и тем же темам.

Панели характеризуются:

- Постоянной выборкой (в персональном смысле). Напр., семья Сидоровых

- Постоянный способ сбора информации

- Постоянный предмет исследования

Панель – один из наиболее точных видов исследования (уступает только сенсусу).

+ панель может осуществляться ежемесячно/еженедельно (а сенсус даже ежеквартально не делается)

+ по сравнению с систематическими исследованиями: может изучать в динамике показатели рынка/поведение потребителя

+ высокая точность результатов (уступает только сенсусу).

- дорого

- существует «эффект смертности» - это потеря участников в силу различных причин (отъезд, развод, смерть; изменение доходов семьи или изменение числа членов семьи…). Из-за этого выборка становится не репрезентативной. По статистике «умирает» 20% панели в год.

- выборка изначально «не совсем» репрезентативна, в панели не входят самые низкие слои общества (бомжи, алкоголики) и самые обеспеченные люди (их сложно привлечь из-за недостаточно высокой оплаты и нежелания делиться личной информацией).

А) Систематическое (поперечное) исследование

Количество семей, купивших определенные марки стир. порошка
Марка В 1 период Во 2 период
A    
B    
C    
Прочие    
Всего    

Общий объем покупок тот же, а структура изменилась. Выводы:

1) рын. доля марки А увеличилась за счет В и С.

2) …..

Б) Панельное (продольное) исследование

Количество семей, купивших определенные марки стир. порошка
Во второй период купили
    A B C Прочие Всего
В первый период купили A     - -  
B -        
C - -      
Прочие     -    
Всего          

Выводы другие!

Покупки марки А возросли за счет новых покупателей (на 75) и уменьшились за счет потери старых (на 25).

Продажи упадут до 0, если качество марки А плохое, и новые покупатели, попробовав, откажутся от повторных покупок. Может быть проблема лояльности марки.

матрица лояльности марке

A= 175/200= 0,875

B=225/300 =0,75

C=280/350=0,8

Прочие=55/155=0,367

Виды панелей

1) панель домохозяйств

2) панель организаций

Оптовых торговцев Розничных торговцев Производителей

3) панель по сферам деятельности (напр., банковские орг-ции)

4) индивидуальные панели (отдельные люди). По таким товарам, как жевательная резинка, сигареты

5) панели специалистов (экспертов). Напр., панели врачей.

6) Панель телеаудитория (см. аудиометр Нильсона)

Формирование панели

1) Оценка генеральной совокупности

2) Тщательная выборка (репрезентативность, размер)

3) Набор участников панели (заключаем договоры, обучаем)

4) Периодический сбор информации от участников (дневники – самонаблюдение). Напр., раз в месяц копируем дневник.

Результаты, которые дают панельные исследования:

  1. объем и структура потребления различных продуктов
  2. привычки потребителя, в т.ч. приверженность марке
  3. переход с одной марки на другую
  4. анализ первичных и повторных покупок в разрезе марок
  5. определение эффективности маркетинговых мероприятий
    1. по продвижению товаров
    2. по изменению цены
    3. и т.д.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: