double arrow

Теоретические модели рынка труда

Рынок труда предприятия (организации)

Страновые (национальные) модели рынка труда

Теоретические модели рынка труда

ЛЕКЦИЯ 2

Услуги, связанные со сбытом и эксплуатацией товара.

Лекции № 33-34

Конкурентноспособность услуг.

Лекции № 31-32

Особенности маркетингового комплекса в маркетинге услуг.

Лекции № 23-30

Методы разработки и анализа процесса обслуживания в маркетинге услуг.

Методы диаграммного проектирования.

Метод точек соприкосновения.

Метод потребительского сценария.

Метод реинжиниринга.

Стратегии материализации обслуживания в маркетинге услуг.

Сенсорные каналы восприятия:

· визуальный,

· слуховой,

· сенсорный,

· осязательный.

План создания материальной среды в маркетинге услуг.

Формирование комплекса внутреннего маркетинга.

Факторы, определяющие аспекты мотивации сотрудников компании сферы услуг.

Факторы, обеспечивающие возможность успешного осуществления предлагаемых услуг сотрудникам компании сферы услуг.

Особенности маркетинга в различных отраслях сферы услуг:

Маркетинг образовательных услуг.

Банковский маркетинг

Маркетинг консультационных услуг.

Маркетинг туристических услуг.

Маркетинг в сфере культуры.

Маркетинг в здравоохранении.

5.1. Конкуренция на рынке услуг. Конкурентные стратегии на рынке услуг.

5.2. Методы оценки конкурентноспособности услуг.

Спецификация услуг системы сервиса. Основные задачи системы сервиса. Виды сервиса. Предпродажный сервис. Послепродажный сервис. Основные подходы к совершенствованию сервиса. Сервисная политика предприятия. Понятие фирменного сервиса. Жизненный цикл сервисных услуг.

«МОДЕЛИ РЫНКА ТРУДА МЕХАНИЗМ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ»

Анализ спроса и предложения позволяет описать несколько моделей рынка труда. К ним относятся модель конкуренции, модель монопсонии, модели с учётом профсоюзов, модель двусторонней монополии.

Модель конкуренции. Чисто конкурентный рынок труда характеризуется следующими чертами:

а) большое число фирм конкурируют друг с другом при найме работников;

б) многочисленные работники, имеющие одинаковую квалификацию, предлагают данный вид услуг труда, независимо друг от друга;

в) ни фирмы, ни работники не осуществляют контроля над рыночной ставкой заработной платы. Взаимодействие спроса и предложения в условиях конкуренции показано на рис. 1.

а) рынок б) отдельная фирма

 
 

Рис. 1. Предложение и спрос на труд на конкурентном

рынке (а) и на отдельной конкурентной фирме (б)

На конкурентном рынке труда (рис. 1.а) кривая DD характеризует изменение спроса на труд. При прочих равных условиях наибольший спрос приходится на тех, кто претендует на низкие ставки заработной платы, а наименьший – кто претендует на высокие ставки. Кривая SS определяет изменение предложения труда. При прочих равных условиях большинство работников настроено на высокую заработную плату.

В точке пересечения кривых спроса и предложения устанавливается равновесная заработная плата (Wc) и количество нанятых работников (Qc).

Для каждой отдельной фирмы задана ставка заработной платы Wc (рис. 1.б). Каждая из многих фирм нанимает лишь небольшую долю общего имеющегося в наличии предложения данного вида труда. То есть предложение труда (s) для отдельной фирмы абсолютно эластично. В условиях, когда уровень заработной платы не связан с поведением фирмы, от работодателя зависит только количество нанимаемых работников.

Модель монопсонии. Монопсония на рынке труда – это ситуация, когда существует только один наниматель данного вида труда. Монопсония характеризуется следующими чертами:

– занятые на данной фирме составляют основную и большую часть всех занятых каким-то конкретным видом труда;

– данный вид труда в силу различных факторов относительно немобилен и не имеет альтернатив, т. е. при имеющейся специальности и квалификации работник не может найти другого места работы, не сменив их;

– заработную плату диктует фирма. Ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников.

Монопсония в основном встречается в небольших городах. Экономика этих городов почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. В других случаях может превалировать олигопсония – монопсонию на рынке держит небольшое (три – четыре) число фирм.

 
 

Таким образом, фирма выступает фактически единственным покупателем на рынке труда. Процесс установления ставок заработной платы и уровня занятости на монопсоническом рынке труда показан на рис. 2.

Рис. 2. Модель монопсонии

В случае конкуренции равновесие устанавливается в точке а – точке пересечения кривых спроса и предложения. Заработную плату Wc получило бы Qc работников. Кривая SS характеризует предложение труда и является кривой средних издержек со стороны фирмы, так как монопсонист платит равную ставку за равный труд. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней. Поэтому кривая предельных издержек на ресурс нанимателя MRC лежит выше кривой предложения. Она показывает, как будут изменяться предельные издержки фирмы на наем работников по более высоким ставкам в связи с необходимостью доведения ставок заработной платы ранее нанятых работников до ставок дополнительно принятых работников, так как монопсонист будет стремиться избежать недовольства из-за дифференциации ставок заработной платы за одну и ту же работу. Для максимизации прибыли монопсонист уравнивает предельные издержки с предельным спросом на труд (точка b), будет нанимать Qm работников (по сравнению с Qc в условиях конкуренции) и платить ставку заработной платы Wm (в отличие от конкурентной ставки Wc). Таким образом, при прочих равных условиях монопсонист максимизирует свою прибыль путем найма меньшего количества работников и одновременно выплачивает ставку заработной платы меньше, чем в условиях конкуренции.

Модели с учетом профсоюзов. Важную роль на рынке труда играют профсоюзы, представляющие интересы наемных работников. Основной экономической задачей профсоюзов является повышение заработной платы своих членов. Профсоюз может решить эту задачу разными путями.

 
 

1. Повышение спроса на труд. Если профсоюзы смогут расширить спрос на труд с D1D1 до D2D2, то ставка заработной платы увеличится с Wc до Wu и занятость с Qс до Qu (рис. 3).

Рис. 3. Профсоюзы и спрос на труд

Повышение спроса на труд достигается путем увеличения спроса на производимые продукты и услуги (рекламы, использование политического лобби и т.д.). Увеличению спроса на труд способствует повышение производительности труда, рост эффективности и качества труда, лучшее использование машин и образования, экономия сырья и др. Однако профсоюзы признают, что их возможности воздействовать на изменение спроса на труд незначительны и ненадежны. Поэтому чаще всего они пытаются противостоять снижению спроса на труд, а не способствовать его увеличению.

 
 

2. Ограничение предложения труда. Ограничивая предложение труда с S1S1 до S2S2, профсоюзы добиваются повышения ставок заработной платы с Wc до Wu и сокращения числа нанятых работников с Qc до Qu (рис. 4).

Рис. 4. Цеховые профсоюзы и предложение труда

Ограничение предложения труда достигается при помощи сокращения рабочей недели, понижения пенсионного возраста, сокращения детского труда, включения специальности в список лицензируемых профессий, ограничения числа принимаемых в профсоюз. Особенно это характерно для профсоюзов, объединяющих работников какой-то определённой профессии (цеховые профсоюзы).

Однако большинство профсоюзов не ограничивает число своих членов. Наоборот, они стремятся объединить всех работников, что позволяет им оказывать на работодателей сильное давление, угрожая забастовками и полным лишением фирмы предложения труда. Это характерно для отраслевых (открытых) профсоюзов (рис. 5).

 
 

       
   
D
 
S
 


Рис.5. Отраслевые профсоюзы и предложение труда

Первоначально равновесная конкурентная ставка заработной платы – Wc, а уровень занятых – Qc. Профсоюз, объединив всех работников, контролируя предложение труда, навязывает ставку заработной платы, например Wu, которая превышает конкурентную ставку заработной платы Wc. В результате кривая предложения труда перемещается из SS в WuaS. Занятость сокращается с Qc до Qu (рис. 5).

 
 

Одно из направлений деятельности профсоюза – борьба за расширение государственного нормирования и регулирования труда. Важная составная часть такого нормирования – законодательство о минимуме заработной платы. Цель его заключается в установлении минимума заработной платы выше равновесного уровня. При этом средний уровень заработной платы повышается, однако сокращаются масштабы занятости работников (рис. 6).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: