Таблица 7.4
Критериальная таблица экологической оценки состояния окружающей природной среды [6]
Оценочный балл, % | Качественные признаки состояния природной среды | Уровни потери качества |
0-1,0 0-5 | Отсутствие признаков: - угнетения естественных и антропогенных биоценозов; - нарушений состояния здоровья из-за влияния окружающей природной среды; - нарушений природных сфер и их функционального равновесия | Условно нулевой |
Окончание табл. 7.4 | ||
Оценочный балл, % | Качественные признаки состояния природной среды | Уровни потери качества |
1,1-2,0 6-20 | Заметное угнетение естественных биоценозов, использование земель для производства пищевой продукции без ограничений; Природная среда в целом удовлетворительна для существования человека; Признаки нарушений отдельных природных сфер обратимого характера. | Низкий |
2,1-3,0 21-40 | Природные биоценозы сильно угнетены, производство пищевой продукции неэффективно из-за низкого качества и пониженного плодородия почв; Здоровье населения заметно ухудшено из-за неблагоприятных условий окружающей природной среды; Окружающая природная среда не справляется с антропогенными нагрузками. | Средний |
3,1-4,0 41-70 | Невозможность длительного существования искусст-венных насаждений, противопоказанность использования земель для производства продовольственной продукции; Существенная деградация населения по состоянию здоровья; Необратимые нарушения природных сфер, исключающие самовосстановление природной среды в целом. | Высокий |
4,1-5,0 71-100 | Биопродуктивность земель нулевая; Прямой контакт человека с природной средой опасен для здоровья и существования человека; Природные сферы необратимо нарушены и не могут выполнять своих функций в окружающей среде. | Катастро-фический |
Особое внимание уделяется определению экологического состояния почв с учетом следующих методологических принципов:
|
|
1. Градация показателей состояния почв и их ранжирование по степени проявления признака осуществляется в соответствии с принятыми нормативами, а в случае их отсутствия – по критериальной таблице оценки состояния окружающей природной среды (табл. 7.4).
2. При разработке нормативов экологического состояния почв (фонового, допустимого содержания загрязняющих веществ, параметров физической и технологической деградации и т.д.) необходимо учитывать региональные, биоклиматические, литологические особенности территории, характер землепользования.
В настоящее время Министерством природных ресурсов РФ совместно с Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова на основе результатов ряда научно-практических исследований разработан проект методики определения ущерба от деградации, загрязнения и захламления почв и земель [6].
|
|
Определенным результирующим этапом исследований по оценке состояния окружающей среды в регионе является медико-экологическое районирование. Эти вопросы в нашей стране стали подниматься сравнительно недавно – в последние 15-20 лет, когда выяснилось, что скорость развития техногенных изменений биосферы стала значительно обгонять адаптационные возможности человеческого организма. В результате антропогенного воздействия все чаще окружающая среда принимает черты агрессивности, и по заключению специалистов в течение ближайших 25 лет состояние здоровья населения наряду с социальными условиями будет преимущественно определяться качеством окружающей среды.
Изменение факторов, формирующих среду обитания человека, приводит к нарушению состояния здоровья и снижению продолжительности жизни – одной из важнейших качественных характеристик любого общества. Разница между наивысшей возможной и фактической величиной средней продолжительности жизни составляет показатель «недожития», который можно объяснить невысоким уровнем жизни, качеством социальных и экономических условий, а также состоянием окружающей среды.
Появление огромного количества новых токсичных поллютантов во всех природных средах – воздухе, воде, почве, откуда они попадают по пищевым сетям в организм человека, привело к возникновению ряда заболеваний неинфекционной этиологии, очень часто трудно диагностируемых и плохо поддающихся лечению.
Техногенные нарушения, накладываясь на природно-обусловленные негативные процессы, могут резко ухудшать качество среды обитания, снижая уровень состояния здоровья проживающего населения.
Таким образом, медико-экологическая оценка может практиковаться как научно обоснованное определение роли того или иного фактора среды или их сочетания в условиях конкретной природно-антропогенной системы на характер распространения различных заболеваний.
В качестве основной единицы медико-экологического изучения территории можно использовать административный район, поскольку для проектировщиков, плановых, административных (в том числе и медицинских), хозяйственных организаций он является основной ячейкой планирования и управления [30].
В настоящее время методология и методики медико-экологических исследований находятся в стадии разработки, однако общие тенденции уже наметились [31, 32, 33]. В общем виде система проведения таких работ может состоять из следующих основных этапов:
- выявление особенностей демографической ситуации в регионе (с учетом соотношения городского и сельского населения, его плотности, рождаемости, смертности и т.д.);
- состояние здоровья населения (с учетом структуры заболеваемости, возрастных особенностей и т.д.);
- районирования территории по показателям климатической комфортности;
- выявление природных предпосылок возникновения эндемических заболеваний (гидрохимические особенности питьевой воды, почв, грунтов и т.п.);
- определение качественных и количественных характеристик техногенного загрязнения компонентов окружающей природной среды;
- изучение устойчивости экосистем под влиянием техногенных факторов;
- выявление корреляционной зависимости между качеством окружающей среды и состоянием здоровья проживающего населения;
- медико-экологическое районирование территории и комплексная оценка экологического состояния.
Результаты медико-экологических исследований должны доводиться до сведения управляющих административных органов, где они должны анализироваться специалистами. На их основе может осуществляться корректировка системы мониторинга окружающей среды, введение различных санкций, а также разработка нормативной базы нагрузки на экосистемы.