double arrow

Виды и функции менеджмента предприятий сервиса и туризма

ЛИТЕРАТУРА

СЛОВАРЬ

Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков

При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:

· риски отторжения инновации рынком;

· риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации;

· риски несоответствия фактических параметров новшества плановым показателям;

· риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;

· риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;

· риски потери ноу-хау компании.

Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование.

Наиболее распространенным способом минимизации рисков является страхование. При страховании ответственность за неблагоприятное событие и обязательства по компенсации убытков берет на себя страховая компания (страховщик), а фирма-страхователь перечисляет страховые взносы. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое вознаграждение (так могут быть минимизированы, например, риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, риски потери ноу-хау компании).

Лимитирование — снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).

Хеджирование — способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).

Диверсификация — минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.

Базисные инновации — принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.

Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.

Бизнес — инкубатор — организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.

Венчурные фирмы (риско-фирмы) — предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.

Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой.

Внутренняя норма доходности — показатель экономической эффективности инновационного проекта. Представляет собой минимальный ожидаемый прирост капитала, инвестированного в инновационный проект.

Дисконт — процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.

Дисконтирование — процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.

Диффузия инновации — процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.

Жизненный цикл инновации — совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.

Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.

Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.

Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.

Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).

Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.

Инновация (нововведение) — существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.

Инфраструктура инновационной деятельности — компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).

Исключительные права патентообладателя — монопольные права владельца охранного документа, на основании которых иное лицо может использовать охраняемый объект промышленной собственности с целью получения прибыли только с согласия патентообладателя.

Коммерциализация новшества — превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.

Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.

Критерии охраноспособности (патентоспособности) — критерии, наличие которых выявляет эксперт при проведении экспертизы объекта по заявке о выдаче охранного документа. Для изобретения критериями охраноспособности являются: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость.

Лицензиар — лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.

Лицензиат — лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.

Лицензионный договор — документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.

Лицензия на объект промышленной собственности — разрешение на коммерческое использование объекта промышленной собственности, предоставляемое лицензиаром.

Метод сетевого планирования и управления — метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.

Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.

Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.

Новация — новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность.

Ноу-хау — конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.

Патент на изобретение — государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.

Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.

Паушальные платежи — лицензионное вознаграждение в виде твердофиксированных сумм, выплачиваемых целиком или в несколько приемов.

Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления.

Промышленный образец — художественно-конструкторское решение объекта, определяющее его внешний вид.

Процедура патентования — установленный нормативными документами страны порядок подачи заявки на выдачу охранного документа, экспертизы на соответствие объекта патентования критериям охраноспособности, выдачи охранного документа и поддержания его в силе.

Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.

Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.

Реинжиниринг — осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.

Роялти — процентные отчисления с определенной суммы (определенного объема), причитающиеся продавцу объекта лицензионного соглашения.

Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.

СВОТ-анализ — метод анализа факторов внешней и внутренней сред, учитываемых при разработке направления развития компании.

Сублицензия — лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.

Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.

Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды.

Товарный знак — обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.

Трансфер инноваций — передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.

Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.

Форфейтинг — операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.

Франчайзинг — процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.

Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.

1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.:

Анкил, 2003.

2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001.

3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

4. Вирсема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. — М., 2000.

5. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: 2002.

6. ВодачекЛ., Водачекова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 1989.

7. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. —СПб., 1996.

8. Глазьев С.Ю., Микерин Р.И. и др. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991.

9. Глухов В.В. Менеджмент. — М., 1999.

10. Гунин В.Н., Баранчеев В.П. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: ИНФРА-М, 2000.

11. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций. — СПб., 1998.

12. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в условиях рынка. — СПб., 1994.

13. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование, — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000.

14. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. М.: ИНФРА-М, 1995.

16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.

17. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание /Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. — СПб., 1995.

18. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.:

ИКЦ «ДИС», 1997.

19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта и их отбору для финансирования. — М.,1997.

Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.

Все функции управления делятся на конкретные и общие. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. К основным видам менеджмента, свойственным современным организациям и связанным с теми или иными процессами, протекающими внутри них, относятся:

· производство;

· материальное обеспечение;

· сбыт;

· инновации;

· маркетинг;

· кадры;

· финансы;

· бухгалтерия.

Общие функции выделяются по этапам управления. Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем:

1) планирование;

2) организация;

3) мотивация;

4) координация;

5) контроль.

Планирование – первый этап процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы как за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.

Организационный этап – это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:

· определение и детализация целей фирмы, которые были определены в ходе планирования;

· определение всех видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;

· поручение различных задач работникам и объединение их в подразделения;

· координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений;

· единство цели;

· размах контроля (каждый менеджер отвечает за управляемых ими работников).

Мотивация – это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

Предприятия сферы сервиса и туризма ориентируются на два аспекта это проблемы: мотивацию потребителей и мотивацию трудовых отношений.

Мотивы путешествий – это причина, цель поездки, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Мотивация путешествий:

1) физическая (отдых для тела, лечение, спорт);

2) межличностная (знакомства, общество, социальные контакты);

3) престижная (личностное развитие, признание);

4) психологическая (отдых для ума, новые впечатления);

5) культурная (знакомство с чужими странами, искусство, религия, спорт).

Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:

· стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);

· собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом).

Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, увязывания работы между исполнителями. Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.

Функция контроля это вид управленческой деятельности, посредством которой показатели деятельности организации сравниваются с установленными стандартами (планами).

Различают три вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.

В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования – критерии:

· эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

· выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;

· определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;

· своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;

· гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;

· простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;

· соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.

Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: