ЛИТЕРАТУРА
СЛОВАРЬ
Разработка мероприятий по снижению влияния инновационных рисков
При осуществлении инновационной деятельности наиболее вероятными рисками являются:
· риски отторжения инновации рынком;
· риски неполучения запланированной прибыли от внедрения инновации;
· риски несоответствия фактических параметров новшества плановым показателям;
· риски неполучения результатов инновационной деятельности к определенному в договоре сроку;
· риски нарушения патентных прав иных патентообладателей;
· риски потери ноу-хау компании.
Для снижения влияния негативных факторов, определяющих риски, используются различные методы управления: страхование, диверсификация, лимитирование, хеджирование.
Наиболее распространенным способом минимизации рисков является страхование. При страховании ответственность за неблагоприятное событие и обязательства по компенсации убытков берет на себя страховая компания (страховщик), а фирма-страхователь перечисляет страховые взносы. При наступлении страхового случая страховщик выплачивает страховое вознаграждение (так могут быть минимизированы, например, риски несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, риски потери ноу-хау компании).
Лимитирование — снижение уровня риска путем установления предельных размеров по предоставляемым кредитам, расходуемым финансовым ресурсам, объемам реализации. Метод может использоваться банком-инвестором инновационных проектов (минимизация финансово-кредитных рисков).
Хеджирование — способ снижения риска неблагоприятного изменения ценовой конъюнктуры путем приобретения срочных контрактов на фондовом рынке (минимизация коммерческих рисков).
Диверсификация — минимизация величины кредитного риска за счет инвестирования разнонаправленных инновационных проектов. Суммарный риск диверсифицированного портфеля будет ниже, чем риски по каждому отдельному проекту.
Базисные инновации — принципиально новые решения, формирующие новую отрасль экономики.
Бенчмаркетинг — изучение конкурента, обладающего высоким инновационным потенциалом, для использования его опыта при формировании собственной инновационной стратегии.
Бизнес — инкубатор — организация, создаваемая для поддержки становления и развития новой фирмы.
Венчурные фирмы (риско-фирмы) — предприятия, осуществляющие реализацию высокорисковых инновационных проектов.
Виоленты — крупные компании с массовым производством, развитой инфраструктурой и значительной научно-исследовательской базой.
Внутренняя норма доходности — показатель экономической эффективности инновационного проекта. Представляет собой минимальный ожидаемый прирост капитала, инвестированного в инновационный проект.
Дисконт — процентная ставка по предоставляемому кредиту. Включает величину инфляции, рыночную премию за риск и пр.
Дисконтирование — процедура приведения разновременных денежных потоков к единому моменту времени.
Диффузия инновации — процесс ее масштабного распространения и использования в различных отраслях экономики.
Жизненный цикл инновации — совокупность этапов инновационной деятельности от зарождения инновационной идеи до масштабного распространения инновации.
Изобретение — новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в различных отраслях экономики.
Инноватор — участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение новшества на рынке.
Инновационная стратегия — комплекс мероприятий по эффективному использованию инновационного потенциала предприятия для обеспечения долгосрочного развития.
Инновационный лаг — временной интервал от момента возникновения инновационной идеи до момента возврата инвестиций (получение положительной прибыли).
Инновационный менеджмент — управленческая деятельность, направленная на формирование и достижение целей инновационного развития предприятия путем эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный потенциал организации — совокупность характеристик предприятия, определяющих способность компании к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений.
Инновация (нововведение) — существенное изменение в различных областях общественного развития, направленное на достижение положительного эффекта и реализованное на практике.
Инфраструктура инновационной деятельности — компании, осуществляющие поддержку инновационной деятельности, но не принимающие в ней непосредственного участия (кредитные организации, консалтинговые фирмы, информационные и патентные службы и пр.).
Исключительные права патентообладателя — монопольные права владельца охранного документа, на основании которых иное лицо может использовать охраняемый объект промышленной собственности с целью получения прибыли только с согласия патентообладателя.
Коммерциализация новшества — превращение новшества в инновацию посредством его внедрения на рынок, коммерческого использования и получения экономического эффекта.
Коммутанты — фирмы, имитирующие новинки или предлагающие новые виды услуг на базе новой продукции.
Критерии охраноспособности (патентоспособности) — критерии, наличие которых выявляет эксперт при проведении экспертизы объекта по заявке о выдаче охранного документа. Для изобретения критериями охраноспособности являются: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость.
Лицензиар — лицо, предоставляющее лицензию на объект промышленной собственности; владелец исключительных прав.
Лицензиат — лицо, которому передаются права на использование объекта промышленной собственности.
Лицензионный договор — документ, на основании которого патентообладатель (лицензиар) предоставляет определенные права на использование охраняемого объекта промышленной собственности другому лицу (лицензиату), принимающему на себя обязательства по внесению платежей лицензиару.
Лицензия на объект промышленной собственности — разрешение на коммерческое использование объекта промышленной собственности, предоставляемое лицензиаром.
Метод сетевого планирования и управления — метод планирования, при котором комплекс работ, необходимых для реализации проекта, представляется в логической последовательности и взаимосвязи с учетом условий проведения работ.
Модифицирующие инновации — решения, представляющие собой существенные изменения (усовершенствования) базисных нововведений.
Новатор — участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных идей и разработку новшеств на их основе.
Новация — новшество, разработанное, но не внедренное в практическую деятельность.
Ноу-хау — конфиденциальные сведения финансового, технического, управленческого характера, предоставляющие дополнительные преимущества владеющему ими лицу.
Патент на изобретение — государственный документ, удостоверяющий авторство, устанавливающий приоритет и закрепляющий исключительные права патентообладателя на запатентованный объект.
Патиенты — компании, специализирующиеся на выпуске уникальных новинок.
Паушальные платежи — лицензионное вознаграждение в виде твердофиксированных сумм, выплачиваемых целиком или в несколько приемов.
Полезная модель — конструктивное выполнение средств производства и предметов потребления.
Промышленный образец — художественно-конструкторское решение объекта, определяющее его внешний вид.
Процедура патентования — установленный нормативными документами страны порядок подачи заявки на выдачу охранного документа, экспертизы на соответствие объекта патентования критериям охраноспособности, выдачи охранного документа и поддержания его в силе.
Псевдоинновации — решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.
Реактивная инновация — инновация, обеспечивающая выживание предприятия, т.е. нововведение, осуществляемое в ответ на действия конкурента.
Реинжиниринг — осуществление радикальных преобразований для скачкообразного увеличения основных показателей деятельности фирмы.
Роялти — процентные отчисления с определенной суммы (определенного объема), причитающиеся продавцу объекта лицензионного соглашения.
Стратегическая инновация — инновация, при внедрении которой фирма рассчитывает на получение дополнительных конкурентных преимуществ в будущем.
СВОТ-анализ — метод анализа факторов внешней и внутренней сред, учитываемых при разработке направления развития компании.
Сублицензия — лицензия, которая предоставляется лицензиатом (покупателем первичной лицензии) третьим лицам.
Технопарки — гибкие научно-производственные структуры, представляющие полигон по созданию и продвижению наукоемкой продукции.
Технополис — более совершенная форма объединения науки и производства, включающая в себя небольшие города — наукограды.
Товарный знак — обозначение, используемое для отличия однородных товаров (услуг) различных юридических (физических) фирм.
Трансфер инноваций — передача новшеств посредством коммерческого и некоммерческого технологического обмена.
Финансовый лизинг — процедура привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого в рассрочку.
Форфейтинг — операция по трансформации коммерческого кредита в банковский.
Франчайзинг — процедура предоставления товарного знака (фирменного наименования), ноу-хау, сбытовых каналов и клиентуры известной компании для реализации продукции малоизвестной фирмы.
Эксплеренты — компании, цель существования которых заключается в постоянном выпуске радикальных новшеств.
1. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учеб. пособие. — М.:
Анкил, 2003.
2. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. — СПб.: Питер, 2001.
3. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
4. Вирсема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство. Возможности для будущего процветания. — М., 2000.
5. Виханский О.С. Менеджмент. — М.: 2002.
6. ВодачекЛ., Водачекова О. Стратегия управления инновациями на предприятии. — М.: Экономика, 1989.
7. Воробьев В.П. Инновационный менеджмент: финансовый аспект. —СПб., 1996.
8. Глазьев С.Ю., Микерин Р.И. и др. Длинные волны НТП и социально-экономическое развитие. — Новосибирск: Наука: Сибирское отделение, 1991.
9. Глухов В.В. Менеджмент. — М., 1999.
10. Гунин В.Н., Баранчеев В.П. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 7. — М.: ИНФРА-М, 2000.
11. Завлин П.И. Оценка эффективности инноваций. — СПб., 1998.
12. Завлин П.И., Ипатов А.А. и др. Инновационная активность в условиях рынка. — СПб., 1994.
13. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование, — М.: Финансы: ЮНИТИ, 2000.
14. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие / Под ред. проф. Л.Н. Оголевой. — М.: ИНФРА-М, 2001.
15. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник /Под ред. А.Д. Корчагина. — М.: ИНФРА-М, 1995.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990.
17. Краюхин Г.А., Шайбакова Л.Ф. Инновации, инновационные процессы и методы их регулирования: сущность и содержание /Санкт-Петербург. Гос. инж.-экон. акад. — СПб., 1995.
18. Мелкумов Я.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций и финансирование инвестиционных проектов. — М.:
ИКЦ «ДИС», 1997.
19. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционного проекта и их отбору для финансирования. — М.,1997.
Деятельность, называемая менеджментом сервисного предприятия, состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:
1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);
2) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);
3) конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).
Функция управления – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами.
Все функции управления делятся на конкретные и общие. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. К основным видам менеджмента, свойственным современным организациям и связанным с теми или иными процессами, протекающими внутри них, относятся:
· производство;
· материальное обеспечение;
· сбыт;
· инновации;
· маркетинг;
· кадры;
· финансы;
· бухгалтерия.
Общие функции выделяются по этапам управления. Они были сформулированы в 1916 г. одним из основоположников менеджмента Анри Файолем:
1) планирование;
2) организация;
3) мотивация;
4) координация;
5) контроль.
Планирование – первый этап процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы как за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.
Организационный этап – это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:
· определение и детализация целей фирмы, которые были определены в ходе планирования;
· определение всех видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
· поручение различных задач работникам и объединение их в подразделения;
· координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений;
· единство цели;
· размах контроля (каждый менеджер отвечает за управляемых ими работников).
Мотивация – это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.
Предприятия сферы сервиса и туризма ориентируются на два аспекта это проблемы: мотивацию потребителей и мотивацию трудовых отношений.
Мотивы путешествий – это причина, цель поездки, при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Мотивация путешествий:
1) физическая (отдых для тела, лечение, спорт);
2) межличностная (знакомства, общество, социальные контакты);
3) престижная (личностное развитие, признание);
4) психологическая (отдых для ума, новые впечатления);
5) культурная (знакомство с чужими странами, искусство, религия, спорт).
Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:
· стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);
· собственно мотивирование, т.е. создание у работников внутреннего побуждения к труду (заинтересованность в труде, удовлетворенность трудом).
Сущность функции координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов, увязывания работы между исполнителями. Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.
Функция контроля – это вид управленческой деятельности, посредством которой показатели деятельности организации сравниваются с установленными стандартами (планами).
Различают три вида контроля: предварительный, текущий, заключительный.
В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования – критерии:
· эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
· выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;
· определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;
· своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;
· гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;
· простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;
· соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять важную информацию.
Функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение.