double arrow

Структура управления туризма


Туризм – это не только отрасль экономики, но и сложная организационная структура.

Структура управления туризмом – упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого.

Управлять туристкой структурой – это значит оптимально распределять цели и задачи между структурными подразделениями и работниками организации.

В структуре управления туристской организацией выделяют звенья (отделы), уровни (ступени) управления и связи – горизонтальные и вертикальные.

К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления относят и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Связи между отделами устанавливаются по горизонтали.

Уровень управления – совокупность его звеньев, занимающих определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии: менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура управления организацией представлена на рис. 3.




 
 


Институциональный уровень Управление высшего звена

 
 


Управленческий уровень Управление среднего звена

 
 


Технический уровень Управление низового звена

Рис. 3 Уровни управления организацией

Несмотря на то, что все руководители организации выполняют управленческие действия, нельзя сказать, что они занимаются одним и тем же видом трудовой деятельности. Высший уровень управления организацией может быть представлен председателем Совета директоров, президентом, вице-президентом, правлением. Эта группа управленческих работников обеспечивает интересы и потребности владельцев акций, вырабатывает политику организации и способствует ее практической реализации.

Руководители среднего уровня управления обеспечивают реализацию политики функционирования организации, разработанной высшим руководством, и отвечают за доведение более детальных заданий до подразделений и отделов, а также за их выполнение. Специалисты, входящие в эту группу, имеют, как правило, широкий круг обязанностей и обладают большой свободой принятия решений. Это руководители организаций, директора предприятий, входящих в состав организации, начальники функциональных отделов.



Низший уровень управления представлен младшими начальниками. Это руководители, находящиеся непосредственно над работниками – чаще всего младшие менеджеры, ответственные за доведение конкретных заданий непосредственных исполнителей.

Следует отметить, что на всех уровнях управления руководители выполняют не только чисто управленческие, но и исполнительские функции. Однако с повышением уровня руководства удельный вес исполнительских функций понижается. Расчеты показывают, что на высшем уровне он занимает около 10%, на среднем – 50% и на низшем – около 70% общего времени менеджеров (рис. 4).

Уровни управления Высший Стратегические решения
Средний Оперативные Распоряжения решения
Низший   Исполнительские работы

Рис. 4 Классификация рабочего времени по менеджменту

и специальности

Элементами организационной структуры предприятия являются работники, службы и другие звенья управленческого аппарата, отношения между которыми поддерживаются благодаря связям, имеющим горизонтальную либо вертикальную направленность.

Горизонтальное разделение труда. Горизонтальные отношения имеют согласовательный характер и являются, как правило, одноуровневыми. По существу это разделение всей работы на составляющие компоненты. Такое разделение труда производится по функциональному, отраслевому и квалификационному признакам.

Функциональное разделение труда находит отражение в специализации работников по видам деятельности. В данном случае обособляются отдельные функции и выделяются соответствующие работники для их выполнения.



Разделение труда по отраслевому признаку связано со специализацией и ограничением в выполнении конкретных трудовых операций и процедур – например, специализация менеджера по рекламе, менеджера по персоналу и т.д.

Квалификационное разделение труда основывается на том, что при определении видов трудовой деятельности исходят из сложности работ и необходимой для их выполнения квалификации.

Вертикальное разделение труда. Поскольку работа в организации разделяется на составные части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких его уровней. В укрупненном плане вертикальное разделение труда осуществляется по следующим направлениям:

· общее руководство – выработка и воплощение главных, перспективных направлений деятельности организации;

· технологическое руководство – разработка и внедрение прогрессивных технологий. Это рационализация производственных процессов на основе внедрения современных методов управления, комплексной механизации и автоматизации производства;

· экономическое руководство – стратегическое и тактическое планирование, анализ экономической деятельности, обеспечение рентабельной работы организации;

· оперативное управление – составление и доведение до коллектива и отдельных исполнителей оперативных планов, расстановка исполнителей по рабочим местам, их инструктирование, организация систематического контроля за ходом производственного процесса;

· управление персоналом – подбор, расстановка и развитие трудовых ресурсов организации.

Таким образом, в организации существуют две внутренние формы разделения труда: первая – это разделение труда на компоненты, составляющие части общей деятельности, т.е. горизонтальное разделение труда; вторая, называемая вертикальной, отделяет работу по координированию действий исполнителей от самих действий. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления.

Контрольные вопросы:

1. Приведите наиболее общие трактовки понятия «туризм».

2. Дайте определение основным понятиям, лежащим в основе системы туризма: «субъект туризма», «объект туризма», «турист», «туристский спрос», «туристское предложение».

3. Дайте определение понятию «туристское предприятие» и приведите классификацию туристских предприятий.

4. Дайте определение понятию «туроператор». По каким признакам можно классифицировать туроператорские фирмы?

5. Дайте определению понятию «турагент». По каким признакам можно отличить туроператорскую деятельность от турагентской?

6. Назовите и охарактеризуйте особенности туризма как объекта управления.

7. Назовите существующие уровни управления туристскими организациями и определите основные задачи, решаемые на каждом уровне управления.

8. Дайте определение и назовите виды горизонтального и вертикального разделения труда на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.

Задание для самостоятельной работы:изучите основные этапы развития менеджмента туризма.







Сейчас читают про: