И методологии

Формирование партий: вопросы теории

Лекция 1.

Любой вид политической деятельности человека осуществляется в организованных формах - через совместные действия, подчиненные единой цели и регулирующиеся определенными правилами, нормами, принятыми в том или ином обществе. Именно благодаря организации осуществляется перевод идеологической или моральной силы в материальную, идеи здесь становятся правилами поведения, находят свое воплощение в действии.

Организация в силу этого положения выступает важнейшим средством выражения социальных интересов, формирования единой воли. Благодаря организации у политической общности возникает способность снимать, сглаживать внутренние противоречия, конфликты, она становится единым политическим субъектом.

В тех случаях, когда народ той или иной страны вступает в политические отношения, не имея хоть в какой-то степени развитой политической организации, ее функции берут на себя другие силы: армия, племенные структуры, религиозные сообщества.

Организационные отношения в сфере политики обладают некоторыми специфическими признаками:

- наличие общих целей для всех участников организации;

- иерархичность построения отношений внутри организации;

- различие норм для руководителей и руководимых. что содержит в себе весьма опасную и часто реализующуюся в политике возможность нарастания дистанции между руководителями и основной массой участников организации.

Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает противоречивую ее оценку. Однако не существует ни теоретических, ни практических оснований для доказательства возможности политического действия в рамках политической организации.

Типичной для политики вид организации - политическая партия. Можно считать почти общепризнанным, что образование и развитие политических партий связано с появлением частной собственности на средства производства, социальной дифференциацией общества, с историей борьбы различных группировок, выражавших интересы различных слоев населения, за обладание государственной властью или за влияние на нее.

В современных условиях политические партии выступают как весьма существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. В ХХ веке, по замечаниям известных политических деятелей, на первое место в истории человечества вместо героических личностей стали выдвигаться политические партии, составляющие главные структуры политики в современных обществах.

Процесс воплощения идей в нормы, правила поведения, а затем в принципы существования политической организации называется институцианализацией. В ходе ее происходит формирование элементов политической организации общества. Отношение разрыва, антагонизма идеи и организации порождает обратный процесс - деинституциализацию, разрушение политической организации, нарастание разрыва между поведением людей и регулирующей его нормой. Вполне очевидной становится органическая связь политики и институциализации. Все многообразие политической деятельности осуществляется в организованных формах, а их распад негативно влияет на политику.

Нормативно организованное политическое отношение называется институтом, которое включает в себя все многообразие политических организаций, строящихся на основе системы принципов правил совместного поведения. Ими могут выступать конституции, кодексы, уставы, программы государств, партий, союзов и т.д.

Понятие политической системы, объединяя институциальные и неинституциальные аспекты политической жизни, позволяют выявить их взаимозависимость. Так, поведение людей в рамках политической системы может быть институциальным (в рамках существующих образцов и норм) или неинституциальным (не принимающим, отвергающим нормы, образцы, характерные для данной политической системы).

Формирование образцов, моделей поведения происходит в сфере культуры, прежде всего в художественной литературе, кино, публицистике. Так возникают реальные или лирические образы людей, полностью воплощающих в своем поведении (или, по крайней мере, в рассказах и преданиях о нем) идеалы и ценности определенной политической системы. (Примером могут служить: Павел Корчагин, Тимур и его команда, стойкий солдат председателя Мао Лай Фэн, Алексей Стаханов и многие другие). Или Наоборот, отбрасывающие их, не рассматривающие установленные нормы в качестве значимых, приемлемых образов (это всякого рода Мишки Квакины и прочие антигерои, а также вполне реальные рокеры, панки, хиппи и др.).

Сложность, неоднозначность феномена политической организации порождает противоречивую ее оценку. Однако не существует ни теоретических, ни практических оснований для доказательства возможности политического действия в рамках политической организации.

Типичной для политики вид организации - политическая партия. Можно считать почти общепризнанным, что образование и развитие политических партий связано с появлением частной собственности на средства производства, социальной дифференциацией общества, с историей борьбы различных группировок, выражавших интересы различных слоев населения, за обладание государственной властью или за влияние на нее.

В современных условиях политические партии выступают как весьма существенный, а иногда решающий элемент политической системы общества. В ХХ веке, по замечаниям известных политических деятелей, на первое место в истории человечества вместо героических личностей стали выдвигаться политические партии, составляющие главные структуры политики в современных обществах.

Что же это за такое понятие как партия (от латинского слова partis - часть). Партия - это организованная группа единомышленников, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путем завоевания государственной власти или участия в ее осуществлении. Политическую партию следует отличать, во-первых, от политического движения, которое не имеет характерных для партии организационной структуры и детально разработанной политической программы, во-вторых, от группы давления, которая стремится не к завоеванию государственной власти, а лишь к обладанию влиянием над теми, кто ее осуществляет.

Другое определение понятия "политическая партия" дает советский энциклопедический словарь: политическая партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей и идеалов; высшая форма классовой организации.

Выдающийся русский философ, государствовед и религиозный мысли­тель Иван Ильин, прах которого недав­но перезахоронен в России, написал потрясающую книгу «Наши задачи». Это своеобразный манифест нацио­нального правосознания и долга. Так, в статье "Что дает и отнимает полити­ческая партийность» он дает опреде­ление: «Слово партия означает часть; только часть целого, не более, чем одну часть народа, парламента или государ­ства....Сущность всякой политической партии в том, что она покушается стать целым...и делает это в порядке изби­рательного террора и мошенничества, притом с попранием всех правил сво­бод и лояльности...Таким образом, партийность дает человеку возмож­ность, будучи ничем, попытаться стать многим и даже очень многим. Невеж­ды выходят в парламентарии, партийно-билетчики - в советники и директо­ра, а ловчилы - в министры. Карьера манит и осуществляется... Этот отбор партийных людей, согласных повто­рять без конца партийные догмы и все инсинуации партийного производства, само собой разумеется, отталкивает людей высокого духовного качества, люди первого сорта вообще редко всту­пают в партию. Партийность прямо го­нит лучших людей из политики, такие люди не умеют и не хотят думать чужи­ми мыслями, повышенное чувство от­ветственности внушает им прямое от­вращение к партийной болтовне и осо­бенно к партийным инсинуациям. И понятно, чем глубже и дифференциро­ваннее и ответственнее человек, тем труднее "выдумать» политическую про­грамму, тем более что партийная про­грамма есть догма, а политика есть жизнь и творчество». Такова природа партийности. Это было написано 60 лет назад, но как актуально сегодня!

И снова хочу вернуться к философу Ивану Ильину. В статье «Править долж­ны лучшие» он пишет: -Аристос» зна­чит по-гречески -лучший». Не «самый богатый», не «самый влиятельный», не «самый ловкий и пронырливый», не привилегированный, не старейший по возрасту. Но именно лучший: искрен­ний патриот, государственно мысля­щий, политически опытный, человек чести и ответственности, жертвенный, умный, волевой, организацией но даро­витый, дальнозоркий и образованный».

Ильин сформулировал великий принцип: суть дела состоит не в том, в какой партии состоит человек, а в том, патриот ли он. И это определение Иль­ина должно быть оценочным критери­ем к каждому идущему во власть.

Существует несколько точек зрения на становление концепции "партия". Согласно одной из них, партии были с тех пор, как появился такой род деятельности как политика. Менялись лишь их функции и отношение общества к ним. В русской историко-политологической традиции свое толкование дал знаменитый историк Т.Н. Грановский, утверждавший в середине ХIХ века, что понятия "политика" и "партия" определились в ХVI веке, когда Екатерина Медичи устроила "срединную" (между католиками и протестантами) партию, состоявшую из людей, имевших "верований и убеждений" и прозванных "политиками".

Континентальные европейские политологи в основном полагают, что партии родились с установлением всеобщего избирательного права, т.е. "клубы" времен Французской революции, ассамблеи, политические группы - их прообразы. Более популярен англо-американский подход, отсчитывающий время партий в их нынешнем понимании с ХVII - ХVIII веков. Партии античного мира или европейского средневековья на самом деле были временными объединениями для поддержки каких-либо личностей.

Необходимо отметить, что в современной политической науке постулирует незаменимость политических партий для демократического развития, приравнивая «современную демократию» к «партийной демократии». Те немногие страны, которые считают себя демократическими, но при этом обходятся без политических партий, как правило, крайне малы по численности населения и располагаются на островах, а их традиционные культуры мало располагают к формированию гражданских ассоциаций.

За отдельными исключениями, регионы России лишены таких характеристик. Несмотря на это, в течение более десяти лет после крушения однопартийной системы и введения прямых, относительно свободных выборов само существование политических партий оставалось под вопросом. Тем не менее, некоторые предпосылки для развития политических партий налицо. Но они оставались нереализованными.

Хотя незаменимость партий для демократического развития признаётся большинством исследователей. Но такое большое значение приписывается им по разным причинам.

По мнению С. Майнуоринга, «демократия без политических партий – это дефективная демократия». Определение партий может быть в узком и широком смысле слова. Широкое определение партий: партии – это любые группы, стремящиеся к приобретению власти для своих признанных представителей любыми возможными средствами. Узкое определение партий соответствует периоду их развития, когда на политических аренах индустриально развитых демократий доминировали массовые демократии, подобные описанным в классической работе М. Дюверже «Политические партии» (1954). Такие партии, однако, постепенно вымирают. На смену им приходят более гибкие организационные формы, «электорально-профессиональные» или «картельные» партии.

При этом следует согласиться с З. Нойманном в том, что» только одновременное существование, по меньшей мере, одной конкурирующей группы делает политическую партию реальной». Иными словами, правящие организации в условиях авторитаризма, повстанческие партии и военные хунты не являются партиями, хотя все они борются за власть. Рассматривать их как партии – значит совершать методологическую ошибку, которую Д. Сартори назвал «концептуальной натяжкой».

Определение партии, согласно подходу Э. Даунса – «это группа людей стремящихся установить контроль над государственным аппаратом путём приобретения должностей на должным образом организованных выборах». Однако это определение нуждается в корректировке, поскольку под него попадают разного рода группировки, которые координируют усилия своих членов на выборах для приобретения власти, но при этом скрывают от избирателей сам факт координации, стремясь избежать коллективной политической ответственности. Поэтому важным определяющим аспектом политической партии является наличие названия или «ярлыка», служащего как для сомоидентификации группы, так и для её идентификации в глазах избирателей.

Однако научные исследования показали, что даже идеологически неискушённые избиратели могут делать осмысленный выбор, используя в качестве «маркеров» названия политических партий, причём в условиях многопартийной системы это информационное устройство становится особенно важным. Таким образом, партия – это любая группа, которая участвует в выборах под собственным названием.

Каков же процесс формирования политических партий? Под формированием политических партий следует понимать процесс, в ходе которого политики перестают участвовать в выборах в индивидуальном качестве, как независимые кандидаты и вместо этого либо присоединяются к уже существующим партиям, либо объединяются в новые.

Наиболее популярным понятием при изучении формирования партий является «институционализация», которую С.Хатингтон определил как процесс, в ходе которого партии приобретают «ценность» и «стабильность». К.Джанда измерял институционализацию по сложной шкале, включавшей в себя длительность существования партии, её электоральную стабильность, устойчивость парламентского представительства и преемственность руководства. Уже упомянутый ранее С.Мэйнуоринг полагает, что институционализированная партия – это партия в узком определении, массовая партия. Р. Роуз, в свою очередь полагает, что «о партии можно судить как об институционализированной, если она приняла участие в более чем трёх национальных выборах».

Данная познавательная перспектива во многом обусловлена спецификой изучаемой политической реальности. В большинстве стран мира формирование партий давно уже стало предметом исторических исследований. Это касается даже стран Латинской Америки, партийные системы которых могут характеризоваться как крайне фрагментированные и неустойчивые. Но при этом каждая из них существует не одно десятилетие.

Есть несколько влиятельных традиций изучения политических партий. Одна из них связана с изучением партий как организаций. Основы этой традиции были заложены в классических трудах М.Острогорского и Р.Михельса. До недавнего времени российские политические партии просто не изучались с этой точки зрения.

Второе традиционное направление анализа политических партий – это изучение их бытия в электорате, что достижимо путём исследования опросных данных о партийных идентификациях, намерениях избирателей. Данное направление уже получило некоторое развитие и применительно к российским реалиям..

В-третьих, сложилась традиция изучения «социальных расколов», лежащих в основе межпартийной конкуренции.

Вместе с тем, необходимо отметить, что подавляющая часть исследователей политических партий связана главным образом с анализом их доктрин. Такая ориентация вытекает из либерального представления о партии, в котором она рассматривается, прежде всего, как идеологическое объединение. «Партия есть общность лиц, публично исповедующих одну и ту же политическую доктрину», писал Б. Констан ещё в 1916 году. Эта концепция вызвала к жизни множество интересных исследований, раскрывающих скорее историю политических идей, нежели дающих их социологический анализ. В рамках сравнительного изучения партий ограничиваются исключительно описанием влияния доктрин на структуры. Подтверждением этого могут служить слова Д.Юма: «программа играет основную роль на ранней стадии, когда она служит объединению разрозненных индивидов, но затем на первый план выходит организация, тогда как платформа становится всего лишь аксессуаром.

Организация партий покоится главным образом на практических установках и неписаных правилах, она почти полностью регулируется традицией. уставы и внутренние регламенты всегда описывают лишь ничтожную часть реальности. При этом партии сами охотно окружают свою жизнь тайной. Здесь нередко сталкиваешься с первобытной юридической системой, де законы и ритуалы секретны, а посвящённые фанатически укрывают их от мирских взоров


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: