Гг.
Гг.
России
Финансирования политических партий
Пожалуй, именно в этой области закон нарушался повсеместно и открытоВ Законе «О политических партиях» опредены основные источники дохода партий: вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом, добровольные пожертвования, доходы от проведения мероприятий, предусмотренных уставом — выставок, докладов, спортивных мероприятий, лотерей и издательской деятельности.
Закон однозначно запрещал политическим партиям и общественным объединениям, преследующим политические цели, принимать финансовую, материальную и иную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.
Закон предписывал ежегодно публиковать бюджет партий (Ст. 20 определяет формы государственного контроля над финансовой деятельностью партий.
Ни до 1993 г., ни тем более после не был опубликован бюджет ни одной партии. Источники и объемы финансирования держались в тайне, финансовая поддержка от спонсоров шла как «черный нал» и, соответственно, контролироваться не могла.
Конечно, объем финансирования партий до 1993 г. и после, когда их значимость как политических акторов последовательно увеличивалась, различается не на один порядок.
Основным источником финансирования партий еще до 1993 г., независимо от их идеологической направленности (от демократической до на-ционалистической), в то время были пожертвования предпринимателей. ,«Менатеп», например, финансировал ДПР, ПКД и Либеральный Союз. Несмотря на однозначный запрет, многие партии получали прямую и 'Освенную (компьютеры, ксероксы и т. п.) финансовую поддержку от дружественных западных партий. Западные партии и фонды охотно приглашали членов российских партий на зарубежные мероприятия. Активно :финансировались тренинги и семинары по партийному строительству, из-бирательные кампании и другие направления партийной деятельности. Фонды, близкие к двум ведущим партиям США — Международный рес-публиканский институт и Национально-демократический институт меж-дународных отношений, а также представители всех фондов, близких к немецким партиям, специально для этого открыли свои бюро в Москве.
Только каждый из американских фондов проводил в год более сотни тренингов в различных регионах России для партий демократической и центристской направленности. Средний объем финансовых затрат на один 1 кой семинар (тренинг) составляет около пяти тысяч долларов США.
Западные партнеры с трудом могли разобраться в российском парти-ном спектре и нередко совершали политические ошибки. Фонд Науманн близкий к немецкой СвДПГ, приглашал Жириновского, а фонд Эберта, близкий к СДПГ, сначала предпочитал работать с «номенклатурным» РДДР. Не всегда такая помощь шла на пользу и партиям: споры о дележе подаренных немецким ХДС компьютеров (в числе прочих противоречий) привели к расколу российских христианских демократов на РХДП и ХДСР.
Взносы практически во всех партиях играли, как источник финансовых ресурсов, минимальную роль — даже у коммунистов, у которых сие-' тема взносов продолжала исправно работать.
Еще одним источником ресурсов для партий была непрямая государственная поддержка. До 1994 г. это были в основном предоставляемые партиям бесплатные помещения, как правило, в центре населенных пунктов. Например, в здании ЦК комсомола указом Президента от 05.05.1992 г. был открыт Российский общественно-политический центр, финансировав-' шийся из бюджета. Целями Центра были объявлены информационная, организационная и консультативная поддержка партий. В этом здании получили офисы НПСвР, СПТ, Гражданский Союз, Славянский собор и т. п. Конечно, это была и форма контроля за партиями. Аналогичные центры были открыты во многих городах.
Как во многих других европейских странах, законодатель исходил при определении норм, связанных с финансированием партий, из представления, что для стабилизации партийной системы и повышения роли партий в политическом процессе необходима государственная поддержка.. Доходы партии складываются из: доходов от хозяйственной деятельности, государственной финансовой подцепи) и пожертвований юридических и физических лиц Не допускается финансовая поддержка со стороны иностранных юридических и физических лиц, а также совместных предприятий с их участие органов управления, армейских и милицейских подразделений, религио ных и благотворительных организаций. Не допускаются и анонимные пожертвования. Юридические лица обязаны существовать не менее годя прежде чем они могут жертвовать средства на деятельность партий. Закон вводит ограничения для юридических лиц — 100 000 минимальных размеров оплаты труда, а физических лиц —10 МРОТ в течение года. Ограничен и общий объем пожертвований, получаемых партией в течение года, -, 10 миллионов МРОТ. Государство поддерживает партии на основании принципа «бонуса», поощрения за успехи в избирательных кампаниях. Так, партия получает финансовую поддержку от государства в том случае, если она получила более 3 % голосов на выборах по спискам в Государственную Думу; если двенадцать или более кандидатов, выдвинутых партией, были избраны в одномандатных округах или если партия получила 3 % и более голосов избирателей на президентских выборах. За каждый голос полагается 0,005 МРОТ. Партия может и отказаться от государственной финансовой поддержки. Конечно, партии обязаны публиковать свои финансовые отчеты и по сложной и развернутой форме отчитываться перед налоговыми органами. Эти нормы, задуманные как стимулирующие деятельность партий, фактически толкали партии на использование «черного нала»: реальные расходы на избирательные кампании в сотни раз превышали те суммы, которые партии получали из бюджета. В первую очередь это оказывается проблемой для оппозиционных или даже просто не административных партий, не располагающих соответствующим ресурсом и доступом к СМИ. Именно эти нормативные положения закона дают очевидные преференции административным и существенно усложняют деятельность «настоящих», гражданских партий. Эти положения остались «мертвыми» Как и прежде, и те и другие партии использовали «черный нал», прост* более осторожно обращаясь с деньгами и внимательно контролируя финансовые потоки. Есть и еще один способ обойти закон в этой его части | это создание аффилированных негосударственных организаций, которЫ6 будут получать необходимое партиям финансирование, а затем, в случае необходимости, выступить как жертвователи. Этот метод использования коммерческих объединений (НКО) также практиковался всеми партиями, включая административные.