Менеджмент туризма

Гг.

Гг.

России

Финансирования политических партий

Пожалуй, именно в этой области закон нарушался повсеместно и от­крытоВ Законе «О политических партиях» опредены основные источники дохода партий: вступительные и членские взносы, если они предусмотрены уставом, доб­ровольные пожертвования, доходы от проведения мероприятий, предусмот­ренных уставом — выставок, докладов, спортивных мероприятий, лотерей и издательской деятельности.

Закон однозначно запрещал политическим партиям и общественным объединениям, преследующим политические цели, принимать финансовую, материальную и иную помощь от иностранных государств, организаций и граждан.

Закон предписывал ежегодно публиковать бюджет партий (Ст. 20 определяет формы государственного контроля над финансовой дея­тельностью партий.

Ни до 1993 г., ни тем более после не был опубликован бюджет ни од­ной партии. Источники и объемы финансирования держались в тайне, фи­нансовая поддержка от спонсоров шла как «черный нал» и, соответствен­но, контролироваться не могла.

Конечно, объем финансирования партий до 1993 г. и после, когда их значимость как политических акторов последовательно увеличивалась, раз­личается не на один порядок.

Основным источником финансирования партий еще до 1993 г., неза­висимо от их идеологической направленности (от демократической до на-ционалистической), в то время были пожертвования предпринимателей. ,«Менатеп», например, финансировал ДПР, ПКД и Либеральный Союз. Несмотря на однозначный запрет, многие партии получали прямую и 'Освенную (компьютеры, ксероксы и т. п.) финансовую поддержку от дружественных западных партий. Западные партии и фонды охотно пригла­шали членов российских партий на зарубежные мероприятия. Активно :финансировались тренинги и семинары по партийному строительству, из-бирательные кампании и другие направления партийной деятельности. Фонды, близкие к двум ведущим партиям США — Международный рес-публиканский институт и Национально-демократический институт меж-дународных отношений, а также представители всех фондов, близких к немецким партиям, специально для этого открыли свои бюро в Москве.

Только каждый из американских фондов проводил в год более сотни тренингов в различных регионах России для партий демократической и центристской направленности. Средний объем финансовых затрат на один 1 кой семинар (тренинг) составляет около пяти тысяч долларов США.

Западные партнеры с трудом могли разобраться в российском парти-ном спектре и нередко совершали политические ошибки. Фонд Науманн близкий к немецкой СвДПГ, приглашал Жириновского, а фонд Эберта, близкий к СДПГ, сначала предпочитал работать с «номенклатурным» РДДР. Не всегда такая помощь шла на пользу и партиям: споры о дележе подаренных немецким ХДС компьютеров (в числе прочих противоречий) привели к расколу российских христианских демократов на РХДП и ХДСР.

Взносы практически во всех партиях играли, как источник финансовых ресурсов, минимальную роль — даже у коммунистов, у которых сие-' тема взносов продолжала исправно работать.

Еще одним источником ресурсов для партий была непрямая государственная поддержка. До 1994 г. это были в основном предоставляемые партиям бесплатные помещения, как правило, в центре населенных пунктов. Например, в здании ЦК комсомола указом Президента от 05.05.1992 г. был открыт Российский общественно-политический центр, финансировав-' шийся из бюджета. Целями Центра были объявлены информационная, организационная и консультативная поддержка партий. В этом здании по­лучили офисы НПСвР, СПТ, Гражданский Союз, Славянский собор и т. п. Конечно, это была и форма контроля за партиями. Аналогичные центры были открыты во многих городах.

Как во многих других европейских странах, законодатель исходил при определении норм, связанных с финансированием партий, из представления, что для стабилизации партийной системы и повышения роли партий в политическом процессе необходима государственная поддержка.. Доходы партии складываются из: доходов от хозяйственной деятельности, государственной финансовой подцепи) и пожертвований юридических и физических лиц Не допускается финансовая поддержка со стороны иностранных юридических и физических лиц, а также совместных предприятий с их участие органов управления, армейских и милицейских подразделений, религио ных и благотворительных организаций. Не допускаются и анонимные по­жертвования. Юридические лица обязаны существовать не менее годя прежде чем они могут жертвовать средства на деятельность партий. Закон вводит ограничения для юридических лиц — 100 000 минимальных разме­ров оплаты труда, а физических лиц —10 МРОТ в течение года. Ограничен и общий объем пожертвований, получаемых партией в течение года, -, 10 миллионов МРОТ. Государство поддерживает партии на основании принципа «бонуса», поощрения за успехи в избирательных кампаниях. Так, партия получает финансовую поддержку от государства в том случае, если она получила более 3 % голосов на выборах по спискам в Государст­венную Думу; если двенадцать или более кандидатов, выдвинутых парти­ей, были избраны в одномандатных округах или если партия получила 3 % и более голосов избирателей на президентских выборах. За каждый голос полагается 0,005 МРОТ. Партия может и отказаться от государственной финансовой поддержки. Конечно, партии обязаны публиковать свои фи­нансовые отчеты и по сложной и развернутой форме отчитываться перед налоговыми органами. Эти нормы, задуманные как стимулирующие дея­тельность партий, фактически толкали партии на использование «черного нала»: реальные расходы на избирательные кампании в сотни раз превы­шали те суммы, которые партии получали из бюджета. В первую очередь это оказывается проблемой для оппозиционных или даже просто не адми­нистративных партий, не располагающих соответствующим ресурсом и дос­тупом к СМИ. Именно эти нормативные положения закона дают очевидные преференции административным и существенно усложняют деятельность «настоящих», гражданских партий. Эти положения остались «мертвыми» Как и прежде, и те и другие партии использовали «черный нал», прост* более осторожно обращаясь с деньгами и внимательно контролируя финансовые потоки. Есть и еще один способ обойти закон в этой его части | это создание аффилированных негосударственных организаций, которЫ6 будут получать необходимое партиям финансирование, а затем, в случае необходимости, выступить как жертвователи. Этот метод использования коммерческих объединений (НКО) также практиковался всеми партиями, включая административные.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: