double arrow

Функции органов государственного управления туризмом

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ

Государственная политика в сфере туризма – это деятельность органов государственной власти, различных организаций по определению формы, задач и содержания деятельности в сфере туризма. В функции законодательной власти входит комплексная разработка законодательства в сфере туризма, если, конечно, этой же властью туризм будет рассматриваться в качестве национального приоритета. На исполнительную власть ложатся функции государственного управления. Важнейшим событием в области туризма стало принятие в 1996 г. Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данный закон имел огромное значение, так как был призван ликвидировать «белые пятна» в правовом туристском пространстве.

Настоящий закон впервые определил принципы государственной политики, направленные на установление правовых основ единого туристского рынка в РФ, который регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов РФ. В норме закона заявлено, что туризм является отраслью экономики, которой придается одно из первенствующих значений; сформулированы цели и принципы государственного регулирования туристской деятельностью. В феврале 2007 г. Президентом России была подписана новая редакция закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

По новому закону туроператоры должны заключить договор обязательного финансового страхования своей деятельности. Размер страхового взноса зависит от того, как на внутреннем или международном рынке работает туроператор. В дополнении к закону в 2007 постановлением Правительства Российской Федерации были утверждены «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта». Правила определяют порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. В них даны определения потребителя и исполнителя туруслуг, туроператора и турагента. Четко прописаны требования к организации деятельности исполнителя по реализации туристского продукта. Правила указывают, какую информацию об оказываемых услугах по реализации туристского продукта исполнитель обязан предоставлять потребителю. В Правилах прописаны порядок заключения, исполнения и прекращения договора о реализации туристского продукта и порядок предъявления претензий; ответственность сторон по договору о реализации туристского продукта.

Указом Президента Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. было образовано Федеральное агентство по туризму. Руководство Федеральным агентством по туризму осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральное агентство по туризму является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма. Федеральное агентство осуществляет управление туристической отраслью.

В рамках этой деятельности агентство:

- определяет приоритетные направления государственного регулирования туристической деятельности в Российской Федерации;

- информирует в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания;

- осуществляет продвижение туристического продукта на внутреннем и мировом туристических рынках.

В своей работе агентство взаимодействует с рядом министерств и ведомств в рамках их компетенций.

Министерство здравоохранения и социального развития

Функции: Выработка государственной политики. Принятие нормативно-правовых актов. Издание федеральных законов обязательных для исполнения органами местного самоуправления, их должностными лицами.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Функции: Контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления, их должностными лицами, установленных Конституцией РФ, федеральными Конституционными законами, федеральными законами и другими нормативно-правовых актов и общеобязательных правил поведения.

Выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности.

Издание правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Субъектами Российской Федерации, в ведении которых находятся вопросы туризма, являются:

- управления международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма;

- комитеты по делам молодежи, физической культуры, спорта и туризма; министерства спорта (куда входят отделы по туризму); департаменты по культуре и туризму; управления по развитию предпринимательства и потребительского рынка;

- комитеты культуры, кино и туризма, управления по делам санаторно-курортных учреждений и туризма;

- департаменты образования, культуры и спорта;

- управления по лицензированию; комитеты новых экономических структур.

Муниципальные образования – комитеты по туризму – имеются в немногих муниципальных образованиях, в отдельных регионах имеются советники глав муниципальных образований по туризму, в основном, туризм включен в деятельность различных комитетов.

В 2002 г. распоряжением Правительства Российской Федерации была одобрена концепция развития туризма в России. Согласно этой концепции, главной целью государственной политики в области туризма является создание в Российской Федерации современного высокоэффек-тивного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах. Основной задачей развития туризма в Российской Федерации является формирование современной маркетинговой стратегии продвижения туристического продукта на внутреннем и международном рынках в соответствии с планом мероприятий по реализации Концепции, согласно приложению.

Выполнение указанной задачи требует:

- разработки и реализации рекламно-информационных программ по въездному и внутреннему туризму, в том числе создания циклов теле и радиопрограмм для России и зарубежных стран, а также проведения регулярных рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации;

- издания каталогов, буклетов, плакатов, карт и иной рекламно-информационной печатной продукции;

- организации и проведения международных туристических выставок, в том числе создания единого российского национального стенда с привлечением органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере туризма;

- обеспечения деятельности загранпредставительств по туризму, выполняющих функции рекламно-информационных офисов, в рамках деятельности торговых представительств Российской Федерации;

- поддержки и обновления официального Интернет-портала федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- организации сети информационных центров для иностранных и российских туристов в местах прохождения наибольших туристических потоков при информационной поддержке федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- проведения ознакомительных поездок по туристическим центрам России для иностранных журналистов;

- организации презентаций туристических возможностей России в основных странах, направляющих туристов в Россию;

- формирования современной статистики туризма, соответствующей международным требованиям в рамках решений Статистической комиссии ООН, учитывающей показатели смежных отраслей и определяющей совокупный вклад туризма в экономику страны.

Создание организационно-правовых и экономических условий для стимулирования развития въездного и внутреннего туризма требует:

- определенной корректировки действующего законодательства в части, касающейся развития туризма, в том числе внесения изменений и дополнений в существующие нормативные правовые акты в смежных областях;

- введения финансовой ответственности при осуществлении туроператорской деятельности;

- эффективного управления государственной собственностью в туристической индустрии;

- создания необходимых условий для успешного развития гостиничных средств размещения и иной туристической инфраструктуры;

- создания благоприятного инвестиционного климата для российских и иностранных компаний, вкладывающих средства в развитие туристической инфраструктуры в России;

- разработки и принятия новых нормативных актов по стандартизации и сертификации услуг средств размещения, в том числе регулирующих вопросы классификации гостиничных средств размещения;

- наделение соответствующими полномочиями в этой области федерального органа исполнительной власти в сфере туризма;

- совершенствования визовой политики в отношении туристов из стран, не представляющих миграционной опасности, и вместе с тем усиления контроля над выдачей виз туристам, следующим из опасных в миграционном отношении государств;

- разработки механизма усиления ответственности туристических организаций за нарушения правил въезда, выезда и пребывания находящимися в России иностранцами при визовой поддержке этих организаций.

Укрепление и дальнейшее развитие межотраслевой и межрегиональной координации в целях повышения эффективности отечественной туристической индустрии должно осуществляться путем:

- создания межведомственной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма в целях совершенствования межотраслевой и межрегиональной координации в этой области;

- создания межведомственной комиссии по упорядочению использования государственной собственности в туристической индустрии;

- формирования региональных концепций развития туризма с разработкой экономически обоснованных планов их реализации, в том числе в рамках региональных целевых программ социально-экономического развития.

Повышение качества обслуживания в сфере туризма требует:

- разработки новых правил стандартизации и сертификации услуг средств размещения;

- разработки и внедрения современной классификации гостиничных средств размещения с учетом передового зарубежного опыта;

- создания современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, включая разработку и внедрение современных отраслевых образовательных стандартов, базирующихся на действующих квалификационных требованиях к работникам индустрии туризма;

- создания и реализации учебных программ, соответствующих отраслевым потребностям и предусматривающих практическое обучение персонала, в том числе внутригостиничный и внутрифирменный тренинг (практику), в пределах средств, предусматриваемых в соответствующих бюджетах на образование;

- реализации специализированных программ повышения квалификации менеджеров высшего управленческого звена туристско-гостиничного бизнеса, в том числе организации стажировок за рубежом за счет внебюджетных источников;

- поддержки перспективных прикладных исследований в области туризма в рамках средств, выделяемых на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере туризма.

Для реализации перечисленных в Концепции задач требуется предусмотреть бюджетные расходы на государственную поддержку развития туризма. Задачи по развитию государственной политики в области туризма, предусмотренные в Концепции, должны осуществляться в пределах установленной численности работников центрального аппарата и представительств федерального органа исполнительной власти в сфере туризма за пределами Российской Федерации, а расходы должны производиться в пределах средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий год.

Необходимость выделения ежегодных ассигнований из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации продиктована, прежде всего, потребностью в обеспечении участия государства в формировании и продвижении национального туристического продукта, в том числе, в проведении маркетинговых исследований, рекламно -информационной деятельности, организации и проведении международных

туристических выставок, конференций, семинаров, организации международного сотрудничества, формировании базового пакета инвестиционных проектов в области развития туристической инфраструктуры и др. В условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны государства будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития страны.

Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток иностранных туристов в Россию и приток валютных поступлений в экономику страны, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: