Слайд 14
В процессе аргументации используются спекулятивные методы, применение которых в серьезной беседе не рекомендуется. Рассмотрим некоторые из них.
Техника использования авторитета состоит в цитировании известных авторитетов, которое не относится к существу вопроса. Цитата, как правило, выхватывается из контекста в нужной для доказательства интерпретации. В данном случае давление оказывается авторитетом человека.
Техника дискредитации собеседника состоит в том, чтобы поставить под сомнение не аргументы, выдвинутые оппонентом, а саму личность собеседника.
Суть техники аппеляции заключается в том, что собеседник не выступает как деловой человек и специалист, а взывает к сочувствию.
Суть техники преувеличения заключается в составлении преждевременных выводов, основанных на любого рода обобщениях и преувеличениях.
Техника анекдота применяется в форме шутки, анекдота и может разрушить даже сильную аргументацию; воздействует на эмоции собеседника, отвлекает от темы дискуссии.
Техника изоляции основывается на фальсификации отдельных фраз из выступления с тем, чтобы они имели значение, противоположное излагаемому.
Техника изменения направления предполагает переход к вопросам, не относящимся к предмету беседы.
Техника вытеснения состоит в преувеличении второстепенных проблем, которые не влияют на конечные результаты беседы. Утверждаются и доказываются второстепенные вопросы, которые уже давно решены.
Техника введения в заблуждение основывается на сообщении не совсем точной, путанной информации, полуистин. Суть метода заключается в смешивании правдивой информации с заведомо ложной.
Техника отсрочки базируется на затягивании дискуссии посредством исследования уже отработанных вопросов, разъяснений мелочей и т.д.
К сожалению, спекулятивные методы аргументации часто применяются на практике, в то время как мировой опыт показывает, что эти методы не эффективны и не способствуют долговременному общению партнеров.
Совещание является одним из способов воздействия на коллектив путем передачи необходимой информации за короткий промежуток времени.
Эффективность совещания зависит от цели, уровня подготовки, проведения и принятия решения. Процесс проведения совещаний можно условно разделить на три этапа: подготовка совещания, проведение совещания, принятие решений.
Подготовка совещания включает в себя определение цели, вида совещания, повестки, круга участников, выбор времени, длительности, места проведения и формы оповещения участников совещания:
• цель совещания должна быть четко сформулирована и нацелена на решение конкретной проблемы;
• совещания могут быть проблемными, когда рассматривается проблема, нуждающаяся в разрешении; инструктивными, когда проводится инструктаж работников с целью выполнения определенных задач; оперативными, на которых рассматриваются проблемы, требующие принятия оперативных
решений;
• повестка совещания должна содержать в себе четко сформулированную цель для того, чтобы участники могли заранее подготовиться к совещанию. Повестка совещания должна быть разослана всем участникам совещания заранее;
• круг участников совещания должен быть строго определен. Присутствие людей, не имеющих отношения к рассматриваемой проблеме, снижает эффективность проведения совещания;
• время проведения совещаний зависит от вида совещания. Проблемные совещания рекомендуется проводить в середине недели, когда наблюдается самая высокая производительность труда, а инструктивные и оперативные — в понедельник или в конце недели. В соответствии с теорией биоритмов у человека существуют два пика высокой производительности: с 9 до 13 часов и с 16 до 18 часов. На это время целесообразнее всего назначать совещания;
• продолжительность проведения совещания (начало и конец) должна быть запланирована заранее и зависит от вида совещания. Проблемные совещания рекомендуется проводить в течение 1,5—2 часов, инструктивные и оперативные — 20— 30 минут. Оптимальная продолжительность совещания — не более одного часа, так как у работников наступает физиологическая граница усталости и они уже готовы проголосовать за любое предложение;
• выбор помещения для проведения совещания зависит от возможности организации. Желательно проводить совещания за круглым или трапециевидным столами без наличия технических средств, мешающих эффективной работе (телефон, факс и т.д.);
• повестка дня рассылается всем участникам совещания, в которой указываются: начало и окончание совещания, место и время, рассматриваемые вопросы, фамилии докладчиков, а также где можно ознакомиться с необходимой информацией по рассматриваемым вопросам.
• Проведение совещания включает в себя определение председательствующего, рассаживание участников, установление регламента.
• Председательствующим на совещании, как правило, является руководитель организации или его заместитель в соответствии с функциональными обязанностями.
• Основная цель председательствующего на совещании — направить совещание в нужное русло с тем, чтобы найти оптимальные решения по данному вопросу за минимальное количество времени.
• Председательствующий на совещании должен регулировать направленность и деловитость выступлений, не допускать отклонений от существа вопроса, стимулировать конкретность, содержательный анализ проблемы и высказывание реальных предложений, позволяющих разрешить проблему.
• Задача председательствующего — следить за соблюдением регламента совещания и корректностью выступающих. Соблюдение регламента не должно зависеть от ранга. Все участники совещания должны укладываться в отведенное количество времени.
• Принятие решения является самым важным этапом, которым подводятся итоги совещания. Если в ходе совещания не выработано решение, то у подчиненных складывается отрицательное отношение к данному мероприятию и появляется чувство сожаления о потраченном времени.
• Принятие решения может основываться на заранее разработанном проекте решения. Этот способ принятия решения является наиболее эффективным, так как специалисты заранее изучают проблему, дают конкретные предложения, а участники совещания, обсуждающие данные предложения, могут вносить изменения с целью их совершенствования.