Слайд 9
Одним из аспектов этой работы является общение с людьми посредством проведения бесед.
Несмотря на кажущуюся простоту данного вопроса, большинство современных руководителей не обладают элементарными навыками ведения деловых бесед. В мировой практике выработана техника ведения бесед, разработаны основные принципы их проведения
Опыт ведения бесед позволил специалистам в этой области определить десять общих правил, соблюдение которых позволяет сделать беседу эффективной:
1) профессиональные знания. Наличие у ведущего беседу профессиональных знаний по существу дела позволяет провести ее на высоком уровне;
2) ясность позволяет в логической последовательности увязать факты и детали, избежать двусмысленности, путаницы, недосказанности;
3) наглядность. Максимальное использование наглядных пособий, документов позволяет собеседнику быстрее понять
суть проблемы;
4) постоянная направленность. Беседа должна быть направлена на решение главной проблемы. Не рекомендуется изменять установку, уходить в сторону от основного направления;
5) ритм. Нельзя допускать затухания беседы в ее завершающей стадии. Необходимо попытаться повысить интенсивность беседы при приближении ее к концу;
6) повторение. С целью лучшего восприятия информации основные положения и мысли следует повторять;
7) элемент внезапности. Следует применять продуманную, но неожиданную и необычную для собеседника увязку деталей
и фактов;
8) насыщенность рассуждений. В ходе беседы следует чередовать взлеты, требующие максимальной концентрации, и спады, которые используются для передышки и закрепления мыслей и ассоциаций у собеседника;
9) рамки передачи информации. Чрезмерный поток информации собеседника утомляет;
10) определенная доза юмора. Созданию непринужденной обстановки в беседе способствует удачная шутка, безобидный юмор, что дает положительный эффект.
Важное значение для эффективного проведения беседы имеют и чисто психологические аспекты. По мнению специалистов, при ведении беседы следует принять активную позу, сосредоточить взгляд на говорящем, поддерживать устойчивое внимание к нему, планировать процесс слушания, преждевременно не оценивать беседу и т.д.
Рекомендации по ведению деловых бесед можно сформулировать в следующих положениях:
• накануне беседы следует написать план и отработать ее наиболее важные формулировки;
• в процессе беседы психологически воздействовать на собеседника посредством чередования благоприятных и неблагоприятных моментов и фактов, а также положительного завершения беседы;
• ведущий беседу должен помнить о движущих мотивах собеседника (его ожидание, позиция, желание самоутвердиться, чувство справедливости, самолюбие и т.д.);
• ведение беседы должно осуществляться без участия незаинтересованных лиц, так как они не способствуют установлению личного контакта;
• следует избегать длинных фраз, излагать проблему ясно и понятно;
• не следует задавать вопросы, на которые собеседник может ответить «нет», так как отрицательный ответ настраивает собеседника на противостояние;
• но возможности следует признавать правоту собеседника;
• не относиться к собеседнику пренебрежительно, всегда следует быть тактичным;
• выражать свои мысли следует убедительно и оптимистично.
Приведенные рекомендации следует применять творчески, с учетом индивидуальных особенностей психики, знаний и опыта.