Слайд 11
Техника ведения деловых бесед
Слайд 10
Как правило, деловая беседа состоит из пяти основных элементов: начало беседы, передача информации, аргументация, опровержение доводов собеседника, принятие решений.
Начало беседы. В практике проведения бесед существуют несколько наиболее распространенных методов начала беседы: снятие напряженности, зацепка, стимулирование воображения, прямой подход.
Снятие напряженности позволяет установить контакт с собеседником при помощи шутки, высказывания в адрес собеседника хороших слов и т.д.
Метод зацепки заключается в том, что собеседнику кратко излагается ситуация или проблема, которая увязывается с содержанием будущей беседы. Используется зацепка как исходная точка для запланированной беседы.
Стимулирование воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по проблемам, которые будут рассматриваться в беседе. Собеседник должен образно представить себе картину на основе изложенной информации.
Метод прямого подхода заключается в том, что собеседник коротко сообщает содержание проблемы и переходит от общей проблемы к частным вопросам.
Следует отметить, что начало беседы во многом зависит от психологического климата, созданного руководителем. Благоприятный климат для беседы во многом зависит от того, насколько ясно и содержательно начинается разговор, от обращения к собеседнику по имени и отчеству, от внешнего вида участвующего и беседе, от проявления уважения к личности собеседника и от оснащения кабинета.
Вторым составным элементом ведения беседы является передача информации: информирование собеседника, постановка вопросов, слушание собеседника, наблюдение за реакцией собеседника и ее анализ с точки зрения психологии.
Наиболее сложным элементом передачи информации является постановка вопросов. В теории и практике ведения деловых бесед существуют пять наиболее распространенных групп вопросов: закрытые, открытые, риторические, переломные и вопросы для обдумывания.
Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается однозначный ответ «да» или «нет». Закрытые вопросы, как правило, создают напряженность при проведении бесед. Задаются такие вопросы в том случае, когда надо ускорить получение согласия.
Открытые вопросы — это вопросы, на которые нельзя однозначно ответить «да» или «нет», они требуют пояснения.
Риторические вопросы — это вопросы, на которые не дается прямого ответа. Цель применения риторических вопросов — вызвать новые вопросы и указать на проблемы.
Переломные вопросы, с одной стороны, позволяют удерживать беседу в строго установленном направлении, с другой стороны, позволяют поднять целый комплекс новых проблем.
Вопросы для обдумывания вынуждают собеседника размышлять над поставленной проблемой и высказывать свои суждения по вопросу.