Г. Мюнстерберг (1983-1916гг); М.. Л. Фаллет (1868-1933гг); Элитен Мейо (1880-1945гг); Д. Макгрегор (1906-1964гг)
В 30-50 гг. 20 века на западе распространились «Неоклассические школы», учитывающие человеческий фактор, как основной элемент эффективного предприятия. Перенос центра тяжести в управление с выполнением задач на отношение между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Характерные эксперименты (фирма Бэспипэлектирк) Чикаго.
Суть системы человеческих отношений характеризует менеджерские заповеди, разработанные этой фирмой:
1. Будь внимателен к чужому мнению, даже если оно не верно. Имей бесконечное терпение.
2. Справедливость к подчиненным.
3. Будь вежлив, не демонстрируй раздражение.
4. Краткость.
5. Не делай замечания подчиненным в присутствие третьего лица.
6. Благодарность за хорошую работу.
Школа человеческих отношений (30-е гг. XX века).
Основатель школы – Элтон Мейо [(26.12.1880, Аделаида, Австралия, — 7.9.1949, Полсден-Лейси, Суррей, Великобритания), американский социолог, профессор в школе бизнеса при Гарвардском университете, один из основателей американской индустриальной социологии и автор доктрины «человеческих отношений»[i].
|
|
Основные результаты школы:
Учет человеческого фактора в управлении.
Эффективность (такая же, как и у денег) социальных и психологических факторов.
Межличностные взаимодействия в рабочей группе так же важны, как и организация выполняемой работы.
При любом правильном планировании управления необходимо учитывать человеческий фактор и его потребности.
Школа социальных систем [школа поведенческого подхода]
(с 50-х гг. XX века).
Основные представители школы: Г. Саймон; Р. Лайкерт (учение о стиле руководства); Дуглас Мак-Грегор (теории «X» и «Y»); Фредерик Герцберг (2-х факторная модель управления); Честер Барнард (учение о группе и её формировании).
Основные результаты школы:
Изучены взаимодействия внутри групп
Изучены проблемы мотивации и лидерства, власти и авторитета, вопросы формальных и неформальных отношений и групп.
Изучена зависимость успеха от правильности учитывания и прогнозирования поведения отдельных работников и рабочих групп.
Изучены взаимоотношения между человеком и группой, между группами, между людьми. Также изучены различные акценты поведения организации в целом.
Основные положения теории «X»:
Люди ленивы от природы и стремятся избегать труда. Вследствие этого большинство людей необходимо заставлять работать, жёстко их контролировать, управлять ими с помощью принуждения и наказания. Средний индивид всегда стремится работать под началом и предпочитает собственную безопасность. Таких людей необходимо авторитарно подстёгивать.
|
|
Основные положения теории «Y»:
Труд – такая же естественная потребность человека, как и потребности в сне и отдыхе. Люди по природе инициативны, честолюбивы, энергичны. Они стремятся брать ответственность. Их усилия в труде пропорциональны ожидаемому вознаграждению. Большинство считает, что в современном производстве интеллект человека используется не полностью. Таких людей необходимо мягко и ненавязчиво направлять в нужную сторону деятельности. Их также необходимо делать своими «соучастниками» в решении каких-либо проблем.