Знаки и символы социального неравенства
Ресурсы распределяются в социальном пространстве очень неравномерно. Это касается уровня потребления продуктов питания, одежды, жилья, услуг, распределения политической, административной и духовной власти, условий труда и т.д. Разные позиции характеризуются разным объемом и набором ресурсов. Индивиды, занимающие разные позиции, могут располагать разными ресурсами: по-разному питаться, одеваться, передвигаться и т.д.
Среда, в которой они оказались, ставит более или менее жесткие рамки потребления. Она действует, как закон земного притяжения, ограничивая выбор вариантов поведения. Индивид, находящийся в социальной позиции, наделенной очень ограниченными материальными ресурсами (например, минимальным доходом), при всем своем желании не может вести себя, как богатый, исключая имитацию в мелочах.
Образ потребления – это модель потребительского поведения, навязываемая, диктуемая средой. Данная категория описывает сферу необходимости, несвободы. Это структуралисткая часть объяснительной модели. Образ потребления представляет собой модель, сформированную экономическими, социальными, политическими, культурными ограничителями. Это навязываемые средой границы потребительского выбора.
По типу потребления индивида можно определить, к какой части социального пространства, к какой группе он принадлежит. Пища, одежда, жилище, внешние проявления образованности (язык, знания и т.д.) выступают элементами текста, который читается окружающими, позволяя определить местоположение индивида в социальном пространстве. Образ потребления является знаком, по которому идентифицируется социальное положение агента.
Знак – это поддающийся прочтению непроизвольный след, оставляемый средой. Только тот элемент реальности, который замечается (субъективируется) и наделяется смыслом, может быть назван знаком. Знак не существует вне процесса чтения. Для его появления в равной мере необходимы и объект, и субъект. Без читающего субъекта вещь остается просто физическим предметом, в котором нет смысла. Так нет книги без читателя. Знак – это проявление взаимодействия. Знак носит непроизвольный характер: при его создании в него не вкладывался никакой смысл. Какой смысл вложила природа в первые лучи солнца на рассвете? Это человек, обученный чтению природных знаков, способен прочесть их: «Мелькнули лучи солнца, значит, наступает утро». Какой смысл вкладывает голодный бедняк, копающийся в мусорном баке, в создаваемый им текст? Никакой. Он в принципе не хотел бы иметь свидетелей своего унижения. Прохожий же, увидев его, читает текст: «Этот человек настолько беден, что копается в бачке».
В процессе социализации люди изучают язык природных и социальных знаков. Этот язык – достояние общества: он вырабатывается веками его истории, является результатом социальной практики многих поколений. Практическая деятельность, наука, СМИ, искусство осваивают реальность, пытаясь увидеть в бесчисленных вариациях ее видимости проявления более глубоких сущностей, соотнося их как обозначающее и обозначаемое.
Индивид изучает этот язык с ранних лет в семье, в кругу друзей, в школе, через телевидение, книги и т.д. Общество через свои институты учит его, как надо правильно читать природные и социальные знаки, но это не исключает разночтений одного и того же комплекса знаков.
Это проистекает, во-первых, из того, что преподаваемый язык знаков усваивается с разной степенью глубины (русский язык в школах России учат все, но многие ли знают правильный смысл всех его слов?). Во-вторых, любой язык включает социолекты – диалекты социальных общностей. Язык знаков также состоит из социолектов. В результате одному и тому же природному или социальному явлению в разных группах, слоях общества могут приписывать разный смысл. Отсюда в разночтения одного и того же знака образованными и необразованными, молодыми и престарелыми, специалистами в данной области и профанами.
Разные культуры порождают разные языки. В результате этого один и тот же знак по-разному читается в разных обществах, культурах. Наблюдаемый природный или социальный феномен один и тот же, но в разных культурах в него вкладывается разный смысл. Гром можно интерпретировать как с точки зрения современной метеорологии, так и с точки зрения мифологии. Женщина в чадре – это знак, несущий совершенно разные смыслы в исламском и современном западном обществах.
Социальное пространство, отражаясь в сознании населяющих его людей, приобретает вторую реальность – знаковую разметку. Она существует как духовная, надындивидуальная реальность, формирующая поведение попавших в нее индивидов. Непосредственными причинами их действий в большинстве случаев являются не сами объективные феномены физического или социального пространства, а приписываемые им смыслы, то есть знаки. Исключением являются лишь непосредственные физические столкновения индивидов с этими феноменами (падающий на голову кирпич, артобстрел, арест, физическое отсутствие ресурсов, необходимых для данного действия и т.д.).