Эффективность – категория социально-экономическая, присущая всем типам развития общества. Эффективность – это получение максимальных результатов (эффекта) на единицу затрат.
Систему статистических показателей социально-экономической эффективности на потребительском рынке студент должен усвоить из учебной литературы (3, с. 518-524; 4, с. 397-406).
В соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (1, ст. 3, 45), учащийся должен разобраться в основных понятиях, которые применяются в оценке конечных результатов хозяйственной деятельности отдельных предприятий, отраслей в условиях рынка: валовые доходы, валовые расходы, прибыль, в особенностях их расчёта на потребительском рынке:
1) ,
где – валовой доход;
– товарооборот в действующих ценах
– стоимость поставленных, приобретенных товаров в действующих ценах;
2) ,
где – прибыль от реализации;
– расходы, связанные с реализацией товаров (основная их часть –издержки обращения);
|
|
3) ,
где – прибыль балансовая (чистая)
– доходы от внереализационной деятельности;
– расходы от внереализационной деятельности;
4) ,
где – уровень прибыльности, рентабельности (эффективности);
5) или
где – индекс уровня рентабельности, прибыльности;
и – уровень рентабельности соответственно в отчетном и базисном периодах;
– индекс прибыли;
и – прибыль соответственно в отчетном и базисном периодах;
– индекс товарооборота.
(4, с. 419-420).
Результаты рыночной деятельности в значительной степени зависят от эффективности затрат. Общий объем затрат, обеспечивающий функционирование рыночных структур и процесс доведения товаров от производителя до потребителя, складывается из авансированных затрат – инвестиций и текущих затрат – издержек обращения.
Статистический анализ издержек обращения – одно из важнейших звеньев в оценке эффективности потребительского рынка, которые необходимо уметь исчислять студенту (3, с. 247-252, 4, с. 407-418). Это следующие показатели, исчисляемые по формулам:
1) относительный уровень издержек обращения
,
где – средний относительный уровень издержек обращения в % к товарообороту;
– сумма издержек обращения;
– сумма товарооборота;
2) размер изменения уровня издержек обращения (относительная экономия «-» или перерасход «+»)
,
где – размер изменения уровня издержек обращения;
и – средний уровень издержек обращения соответственно в отчетном и базисном периодах;
3) темпы изменения уровня :
;
4) абсолютная сумма относительной экономии (-) или перерасхода (+)
|
|
или
5) индекс относительного уровня издержек обращения
или ,
где – индекс суммы издержек обращения;
и – сумма издержек обращения соответственно в отчетном и базисном периодах.