Тема 12. Статистика социально-экономической эффективности потребительского рынка

Эффективность – категория социально-экономическая, присущая всем типам развития общества. Эффективность – это получение максимальных результатов (эффекта) на единицу затрат.

Систему статистических показателей социально-экономической эффективности на потребительском рынке студент должен усвоить из учебной литературы (3, с. 518-524; 4, с. 397-406).

В соответствии с Законом Украины «О налогообложении прибыли предприятий» и «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (1, ст. 3, 45), учащийся должен разобраться в основных понятиях, которые применяются в оценке конечных результатов хозяйственной деятельности отдельных предприятий, отраслей в условиях рынка: валовые доходы, валовые расходы, прибыль, в особенностях их расчёта на потребительском рынке:

1) ,

где – валовой доход;

– товарооборот в действующих ценах

– стоимость поставленных, приобретенных товаров в действующих ценах;

2) ,

где – прибыль от реализации;

– расходы, связанные с реализацией товаров (основная их часть –издержки обращения);

3) ,

где – прибыль балансовая (чистая)

– доходы от внереализационной деятельности;

– расходы от внереализационной деятельности;

4) ,

где – уровень прибыльности, рентабельности (эффективности);

5) или

где – индекс уровня рентабельности, прибыльности;

и – уровень рентабельности соответственно в отчетном и базисном периодах;

– индекс прибыли;

и – прибыль соответственно в отчетном и базисном периодах;

– индекс товарооборота.

(4, с. 419-420).

Результаты рыночной деятельности в значительной степени зависят от эффективности затрат. Общий объем затрат, обеспечивающий функционирование рыночных структур и процесс доведения товаров от производителя до потребителя, складывается из авансированных затрат – инвестиций и текущих затрат – издержек обращения.

Статистический анализ издержек обращения – одно из важнейших звеньев в оценке эффективности потребительского рынка, которые необходимо уметь исчислять студенту (3, с. 247-252, 4, с. 407-418). Это следующие показатели, исчисляемые по формулам:

1) относительный уровень издержек обращения

,

где – средний относительный уровень издержек обращения в % к товарообороту;

– сумма издержек обращения;

– сумма товарооборота;

2) размер изменения уровня издержек обращения (относительная экономия «-» или перерасход «+»)

,

где – размер изменения уровня издержек обращения;

и – средний уровень издержек обращения соответственно в отчетном и базисном периодах;

3) темпы изменения уровня :

;

4) абсолютная сумма относительной экономии (-) или перерасхода (+)

или

5) индекс относительного уровня издержек обращения

или ,

где – индекс суммы издержек обращения;

и – сумма издержек обращения соответственно в отчетном и базисном периодах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: