Понятие индекса. Общие характеристики

Тестовые задания

Индексы переменного и постоянного состава. Индекс структурных сдвигов

Средний гармонический индекс качественных показателей

Индексы качественных показателей

Общие индексы количественных показателей

Общие индексы

Индивидуальные индексы

Понятие индекса. Общие характеристики

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ

Раздел 2. Лекция 2.3. ИНДЕКСНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

Индекс - относительная величина, получаемая в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей во времени, в пространстве или с планом.

Обычно сопоставляемые показатели характеризуют явления, состоящие из разнородных элементов, непосредственное суммирование которых невозможно в силу их несоизмеримости. Например, промышленные предприятия выпускают разнообразные виды продукции. Общий объем продукции предприятия нельзя получить суммированием количества различных видов продукции в натуральном выражении (например, нельзя складывать количества продукции, выраженные в килограммах и кубических метрах). В качестве меры соизмерения количества разнородных продуктов можно использовать цену, себестоимость или трудоемкость единицы продукции.

В развитии индексной теории в России сложились два направления: синтетическое и аналитическое. Обобщающее или синтетическое направление трактует индекс как показатель среднего изменения уровня изучаемого показателя. В аналитической теории индексы - это показатели изменения уровня результативной величины под влиянием изменения индексируемой величины. Например, величина индекса цен продукции, равная 1,154 может быть истолкована в обобщающем значении как величина, указывающая на то, что цены на продукцию возросли в целом на 15,4% или в 1,154 раза, а в аналитическом значении как показатель того, что в связи с изменением цен стоимость продукции (или размер выручки) увеличилась на 15,4%.

С помощью индексных показателей решаются следующие задачи:

1) характеристика общего изменения сложного экономического показателя (например, затрат на производство продукции, стоимости произведенной продукции и т.д.) или формирующих его отдельных показателей-факторов;

2) выделение в изменении сложного показателя влияния одного из факторов путем элиминирования влияния других факторов (например, увеличение выручки от реализации продукции, связанное с ростом цен или выпуска продукции в натуральном выражении). В качестве самостоятельной можно выделить задачу обособления влияния изменения структуры явления на индексируемую величину (например, при изучении динамики среднеотраслевой себестоимости продукции исследуется влияние изменения в распределении объемов выпуска продукции по предприятиям отрасли).

Способы построения индексов зависят от содержания изучаемых показателей, методологии расчета исходных статистических показателей, имеющихся в распоряжении исследователя статистических данных и целей исследования.

Для удобства восприятия индексов в теории статистики разработана определенная символика. Каждая индексируемая величина имеет свое символическое обозначение. Например, количество единиц данного вида продукции обозначается q, цена единицы изделия- p, себестоимость единицы изделия - z, трудоемкость единицы изделия - t и т.д.

По степени охвата элементов совокупности различают индивидуальные и сводные (общие) индексы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: