double arrow

Повесть о Василии Кориотском


Формирование классицизма как нового художественного метода.

Литература петровской эпохи (1/4 XVIII века).

Повесть о Тверском Отроче монастыре.

Повесть о Савве Грудцыне.

К третьему семинару по Ломоносову

Ю.Н. Тынянов, «Ода как ораторский жанр» в книге «Поэтика. История литературы. Кино», М.; 1977

В течение семестра

М.В. Ломоносов, «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», 1758.

Ко второму семинарскому занятию по сатирам Кантемира.

В течение семестра, вплоть до зачета

М.В. Ломоносов, «Письмо о правилах российского стихосложения», 1739.

В.К. Тредьяковский, «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», 1735.

Реформа жанровой системы:

А.П. Сумароков, «Эпистола о стихотворстве»

Реформа литературных стилей:

Религиозная легенда о грехопадении человека с историческими отступлениями, элементами религиозно-мистическими, бытовыми и любовной новеллы.

В отличие от Саввы Грудцына, традиционного героя притчи (блудный сын, возвращающийся в лоно отцовского дома), Фрол Скабеев представляет собой тип литературного героя Пикаро или плута. Такой герой является литературным предком будущего русского авантюрно-приключенческого плутовского романа XVIII века (М.Д. Чулков, «Пригожая повариха, или Похождения развратной женщины», 1770). Переход к новому типу сознания, заложение тематических жанров и ролей русской литературы.

Читаем: «Повесть о Василии Кориотском»

Утверждение западнических реформ Петра I во всех сферах жизни, в том числе в литературе. Литература искала своего героя, отразившего идеалы своего времени, руководствовавшегося новой идеологией, идеологией лично ответственности за свою жизнь, жизни близких, личное благополучие и благополучие государства. Такой герой был найден в жанре гистории (повестей), ораторского слова-проповеди, драматургических жанров (комидиях, актах), а также в начинающих развитие лирических жанров. Некоторые из этих жанров соединяли в себе черты традиционной и новоевропейской литературы. Гистории были рукописными, анонимными, основывались на авантюрно-приключенческих сюжетах новоевропейской литературы.

Феофан Прокопович нашел способ эффективной пропаганды петровских реформ. Он привлек для этого традиционный, вызывающий доверие населения, жанр – церковной проповеди. При этом жанр отличался новоевропейскими характеристиками: они были печатными и авторскими, но основой жанра был стиль церковной проповеди, отличающейся высокой степенью идеологизма, направленностью на слушателя, четкой логической конструкцией (риторический логос – воздействие на ум), высокой эмоциональной (риторический пафос – воздействие на сердце), высокой степенью доверия к оратору (риторический этос). Эти три фактора определяли успех оратора, успех церковной проповеди.




Риторическая композиция ораторского слова:

1. Начальное обращение к слушателю.

2. Формулирование главного тезиса.

3. Система аргументов для доказательства главной мысли.

4. Вывод, повторяющий начальную посылку.

5. Финальное обращение к слушателю.

Слова-проповеди Феофана Прокоповича – не философские трактаты, а художественные произведения. Аргументы чаще всего на сравнение, олицетворение, метафору. Главные тезисы в речах Прокоповича связаны с крупными государственными событиями: необходимость создания флота, возвеличивание побед, раскрытие заговора церковников против Петра под началом царевича Алексея и так далее.

Развитие массовых театров (театр Кунца-Фюрста).

Зарождение – Европа 2/2 XVI века. 1561 год – «Поэтика» Юлия Скалигера, которая устанавливает строгие нормативы художественного творчества. 1595 год – «Поэтика» Филиппа Сиднея, 1674 год - «Поэтическое искусство» Николя Буао. Основной источник знаний и критерий оценки мира – разум, разумный контроль над окружающей действительностью. В основе европейского рационализма лежит учение метафизики, согласно которому мир является вечным, неизменным, постоянным (этому учению противопоставлено учение диалектики). Рационалисты делили мир на два уровня. Низший уровень – видимые явления материальной жизни, высший уровень – явления, какими их задумал Творец. Задача искусства – с помощью художественных произведений давать идеальный образ идеальной действительности. Искусство должно совершенствовать действительность или высмеивать отклонения от идеалов. Главная этическая ценность той эпохи – принцип общей пользы, когда личность подчиняет личные желания и стремления общей пользе. Такая личность определялась как «общественная личность», которая противопоставлялась «человеку естественному».



«Высокие» жанры: ода, эпопея, трагедия.

«Низкие» жанры: комедия, сатира, басня, эпиграмма.

Обращение к жанрам предопределяло круг тем, образов. Герои делились на добродетельных и порочных, характер героя был условен, при этом он строился на использовании гиперболы, герой классицизма либо абсолютно положительный, либо абсолютно отрицательный. Иерархичность классицистического мышления воплощала иерархичность государства. В России классицизм возник тогда, когда возникла угроза возвращения к допетровским порядкам.

Историческая эпоха первого тридцатилетия XVIII века определила поэтику жанра гистории, которая характеризуется главенствующим положением категории героя среди других категорий повествования: здесь сюжет, композиция и стилистика определены центральным положением героя и задачей его максимально полного раскрытия. Основная единица сюжета – эпизод. Сюжет повести делится на несколько эпизодов:

  1. Жизнь Василия в родительском доме  
  2. Служба во флоте и пребывание у голландского купца.  
  3. Жизнь Василия на разбойничьем острове.  
  4. Пребывание при австрийском дворе.  
  5. Козни флоренского адмирала  
     
Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: