Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

К программно-методологическим вопросам статистического наблюдения относятся вопросы определения цели и задач статистического наблюдения, объекта, единицы статистического наблюдения, отчетной единицы, составления программы статистического наблюдения.

Цель наблюдения определяется конкретными научными или практическими потребностями, В зависимости от цели определяются конкретные задачи наблюдения, указывается общественное явление, подлежащее наблюдению, его отдельные стороны или признаки, сведения о которых должны быть собраны. Основная задача статистического наблюдения – получение достоверной информации для выявления закономерностей развития явлений и процессов.

В соответствии с целями и задачами наблюдения определяются объект и единица наблюдения. Объект статистического наблюдения – статистическая совокупность, в которой протекают исследуемые явления (совокупность физических или юридических лиц, физических единиц - оборудование, жилые дома и др. ). В определенииобъект статистического наблюдения должны находить отражение его главные черты и свойства, которые могут быть основой для отграничения его от смежных объектов (например, все предприятия обрабатывающих производств или только средние и крупные. В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются цензом. Ценз – отграничительный признак, который служит основанием для отнесения явления к исследуемой совокупности, например,

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1 для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования);

(в ред. Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ)

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

Всякий объект наблюдения состоит из отдельных элементов единиц наблюдения. Единица наблюдения – элемент совокупности, носитель признаков, подлежащих регистрации (при переписи населения – отдельный житель страны).

Отчетная единица – субъект, от которого поступают данные о единице наблюдения.

Программа статистического наблюдения – перечень признаков, подлежащих регистрации. Конкретное воплощение программа наблюдения получает в виде перечня вопросов, ответы на которые должны быть получены в ходе наблюдения, перечня показателей, содержащихся в отчете и т. д.

К содержанию программы предъявляются следующие требования.

1. Программа наблюдения должна содержать существенные признаки, дающие информацию, которая необходима для решения важных задач исследования и которую нельзя получить иначе, чем при помощи данного наблюдения.

2.В программу следует включать только те вопросы, на которые можно получить достоверные ответы. Например, не следует включать вопросы, связанные с информацией, отсутствующей в первичном учете организации, или при незаинтересованности отчетных единиц в предоставлении такой информации.

3. Вопросы программы необходимо ставить в определенной логической последовательности, чтобы можно было осуществить логическое сопоставление ответов.

4.Необходима четкая формулировка вопросов, чтобы они всеми были поняты одинаково. Для этого в формулировку вопросов может быть включен подсказ, то есть варианты возможных ответов

Для проведения статистического наблюдения разрабатывается инструментарий наблюдения, который включает формуляр и инструкцию.

Формуляр – это документ особого образца, бланк, который содержит вопросы программы и место для ответов на них. Обязательными элементами формуляра является его титульная и адресная части, где указывается наименование наблюдения и органа, проводящего это наблюдение, время наблюдения, адрес отчетной единицы, ее подчиненность.

Статистический формуляр может иметь две формы: списочную и карточную (индивидуальную). При списочной форме в одном бланке регистрируются сведения о нескольких единицах измерения (например, перепись населения), при карточной – каждый формуляр предназначен для регистрации признаков одной единицы наблюдения (отчетность).

К программе статистического наблюдения составляется инструкция, то есть совокупность указаний, определяющих порядок проведения наблюдения и заполнения его формуляра, разъясняющих вопросы программы. Инструкция может быть представлена в виде отдельной брошюры или изложена в формуляре наблюдения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: