Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Населения. Лекция 17. Статистика уровня жизни и потребления




Лекция 17. Статистика уровня жизни и потребления

ТЕМА 16. СТАТИСТИКА УРОВНЯ ЖИЗНИ И ПОТРЕБЛЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Контрольные вопросы

1. Как определить среднегодовую численность населения?

2. Как найти абсолютный прирост населения за год?

3. Как определить коэффициент Покровского?

4. Как определить специфический коэффициент рождаемости?

5. Трудовые ресурсы, основные категории.

6. Как рассчитать коэффициент пенсионной нагрузки населения?


Основные понятия:

индекс развития человеческого потенциала; индекс социального неблагополучия; индекс реальных доходов; индекс реальных доходов на душу населения; индексация; минимальный доход; стоимость минимальной «потребительской корзины»; индекс потребления продуктов и услуг; коэффициент эластичности (Э).

Распространенным является определение уровня жизни прежде всего как совокупности продуктов и услуг, которые потребляет отдельный человек, семья, или социальная группа населения.

В широком смысле понятие уровень жизни включает, кроме потребления, еще условия проживания, здоровье, образование, нравственность и использование человеком свободного времени. Условия проживания в свою очередь включают состояние природной среды, условия труда, и быта.

Важнейшими составляющими уровня жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия проживания, свободное время.

Уровень жизни изучают применительно ко всему населению, к его социальным группам; к домохозяйствам с различными доходами.

Анализ уровня жизни населения изучается с помощью следующих основных показателей:

показатели доходов населения;

показатели расходов и потребления населением материальных благ и услуг;

сбережение;

показатели накопленного имущества и обеспеченности населения жильем;

показатели дифференциации доходов населения, уровня и границ бедности;

обобщающие оценки уровня жизни населения.

Эти показатели дают количественную оценку уровня жизни. Для качественной характеристики условий жизни населения используют следующие показатели демографической и социальной статистики:

коэффициент младенческой смертности;

показатели состояния и охраны здоровья;

показатели качества и структуры потребляемых продуктов питания;

уровень грамотности и состояние сферы образования и культуры;

уровень комфортабельности жилья.

С помощью системы показателей уровня жизни населения:

1) разрабатывается система нормативов, связанных с доходами и расходами населения ( минимальная заработная плата, минимальные трудовые и социальные пенсии, минимальные стипендии и прочие минимальные потребительские бюджеты, минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и т.д.).




Существующие нормативы отражают современные представления о потребностях людей в минимальных благах и услугах или в минимальных личных потребностях.

Личные потребности делятся на:

физиологические (пища, одежда, жилье);

интеллектуальные (образование, квалификация, творческая деятельность);

социальные (общественно-политическая деятельность, обеспечение социальных прав).

2) изучаются процессы расслоения населения по уровню доходов и потребления, определяется влияние различных социально-экономических факторов на их динамику;

3) проводятся международные сопоставления уровня жизни населения по странам и территориям;

4) осуществляется комплексное изучение динамики и структуры показателей уровня жизни как в целом по населению, так и по отдельным социальным группам, домохозяйствам с различными доходами;

5) разрабатывается социальная политика государства и определяются первоочередные направления социальной поддержки отдельных групп населения.

Для количественной оценки динамики уровня жизни и проведения ее сравнительного анализа используют следующие обобщающие показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход и чистый национальный располагаемый доход. Часто используется показатель объема валового внутреннего продукта в реальном выражении (в сопоставимых ценах) на душу населения. Для международных сопоставлений этот показатель оценивается в долларах США на основе паритета покупательной способности валюты.



Так как указанные стоимостные показатели имеют некоторые недостатки (валовой внутренний продукт включает расходы на содержание государственного аппарата, армии, что не всегда связано прямо с уровнем жизни населения), поэтому предлагаются относительные качественные показатели (коэффициент детской или материнской смертности. средняя продолжительность предстоящей жизни и т.д.).

Ведутся разработки единого агрегатного показателя уровня жизни. Одним из них может служить разработанный специалистами Программы развития ООН индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражается как благосостояние, так и качество жизни населения той или иной страны. Он рассчитывается как средняя арифметическая из трех наиболее наглядных индикаторов уровня жизни:

,

где - индекс средней продолжительности предстоящей жизни населения;

- индекс уровня образования населения

,

где - индекс грамотности среди взрослого населения;

- индекс совокупной доли учащихся начальных, средних и высших учебных заведений.

- индекс реального валового внутреннего продукта на душу населения (в долларах США).

Согласно методологии при расчете каждой из составляющих сводного индекса используются фиксированные стандарты минимального и максимального значений, с которыми сравниваются фактические показатели по стране

.

Принцип расчета каждой составляющей сводного индекса заключается в оценке относительного расстояния между ее фактическим значением и максимальным, являющемся конечной целью развития (возраст - 85 лет, доступность образования для всех, обеспечение достойного уровня доходов). Чем (выше) ближе значение ИРЧП к единице, тем выше степень развития человеческого потенциала в данной стране.

За период с 1960-1995 гг. ИРЧП, рассчитанный как среднемировое значение, возрос на 247 пунктов (уровень реального валового внутреннего продукта возрос в 1,8 раза, возраст вырос с 50 до 64 лет, доля грамотных среди населения выросла до 50% в наименее развитых странах). В первой десятке в течение 35 лет находятся Канада, Франция, Норвегия, США, Исландия, Швеция, Нидерланды. Словения на 37 месте, Польша на 52. РБ и РФ – группа стран со средним уровнем развития.

К сводным показателям уровня жизни населения можно отнести так индекс социального неблагополучия (ИСН):

,

где П – произведение;

- число умерших;

- число человеко-дней, потерянных из-за забастовок;

- число зарегистрированных безработных;

- число зарегистрированных преступлений;

- число зарегистрированных разводов;

- число родившихся;

- покупательная способность средней заработной платы.

Чем меньше ИСН, тем более благополучно в социальном отношении общества.

Согласно методологии СНС, система показателей доходов основывается на следующем. Доход – это максимальная сумма, которую можно использовать на потребление и накопление за год, без уменьшения имеющихся накоплений (имущества, сбережений) на начало года. Например, доходом не могут считаться суммы, связанные с продажей недвижимости, валюты, транспортных средств, так как это просто перевод материальных активов в финансовые и наоборот, если эти покупки связаны с имеющимися ранее накоплениями. Не является доходом и та сумма денег, которую надо расходовать на покупку израсходованных средств производства.

В СНС предусмотрена следующая система показателей доходов домашних хозяйств, отражающих различные этапы процесса распределения доходов:

первичные доходы;

текущие трансферты в денежной форме;

располагаемые доходы;

социальные трансферты в натуральной форме;

скорректированные располагаемые доходы.

Важное значение имеет анализ данных о доходах населения, который предусматривает изучение структуры доходов по видам: доходы от занятости, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от собственности. Для этого домашние хозяйства делятся на домашние хозяйства лиц:

работающих по найму;

предпринимателей;

самозанятых (лица свободных профессий);

живущих на трансферты;

живущих на доходы от собственности.

В настоящее время в республике одним из основных источников информации о доходах и расходах населения является баланс денежных доходов и расходов населения, который имеет следующий вид.

Таблица 37.





Дата добавления: 2014-01-25; просмотров: 845; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8842 - | 7193 - или читать все...

Читайте также:

 

35.171.146.16 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.005 сек.