
Рис. 5.3.
При определении расчетного натяга используют результаты решения задачи Ламе для толстостенных труб под действием внутреннего и внешнего давлений (Габриэль Ламе (1795-1870 гг.) – французский математик, физик и инженер, член Петербургской и Парижской АН, несколько лет работал в России вместе с Клапейроном):
,
где
- расчетный натяг;
и
- коэффициенты:
,
где
и
,
и
- модули упругости и коэффициенты Пуассона материалов вала и втулки соответственно;
- посадочный диаметр;
- диаметр отверстия охватываемой детали;
- наружный диаметр охватывающей детали (индекс 1 – для охватываемой детали, индекс 2 – для охватывающей детали), см. рис. 5.3.
При запрессовке неровности поверхностей будут подвергаться срезу и смятию, что приведет к уменьшению натяга, т.е. к ослаблению соединения. Для компенсации этого явления определяют действительный натяг посадки (минимальный требуемый натяг соединения необходимый для восприятия и передачи внешних нагрузок):
,
где
и
- высота микронеровностей и среднее арифметическое отклонение профиля посадочной поверхности вала соответственно;
и
- то же для втулки, мкм.
По значению
подбирают соответствующую стандартную посадку.






