Экономические основы конструирования

Задачи конструирования

Основная задача конструктора - создание агрегата, наиболее полно отвечающего потребностям народного хозяйства, дающего наибольший экономический эффект и обладающего наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями.

Главными показателями являются: высокая производительность; экономичность; прочность; надежность; малые вес, металлоемкость, габариты, энергоемкость, объем и стоимость ремонтных работ, расходы на рабочую силу; высокий ресурс долговечности; большие межремонтные сроки; высокие моральный ресурс и степень автоматизации; простота и безопасность обслуживания; удобство управления, разборки и сборки.

В конструкции машин необходимо соблюдать требования технической эстетики. Машины должны иметь красивый внешний вид, изящную, строгую отделку.

Удельный вес каждого из перечисленных факторов зависит от назна­чения машины:

- в машинах-генераторах и преобразователях энергии на первом плане стоит величина КПД, определяющего совершенство преобразования затрачиваемой энергии в полезную;

- в машинах-орудиях - производительность, четкость и безотказность действия, степень автоматизации;

- в металлорежущих станках - производительность, точность обработки, диапазон выполняемых операций;

- в приборостроении - чувствительность, точность; стабильность показаний;

- в транспортной технике, особенно в авиационной и ракетной - малый вес конструкции, высокий КПД двигателя, обуславливающий малый вес бортового запаса топлива.

Огромное значение в машиностроении имеет экономика.

Проектируя машину, конструктор должен добиваться всемерного увеличения ее рентабельности и повышения экономического эффекта за весь период работы.

Основные способы решения этой задачи - повышение полезной отдачи машины, увеличение ее долговечности и снижение эксплуатационных расходов.

Вместе с тем конструктор должен заботиться об уменьшении трудоемкости изготовления, снижении себестоимости, сокращении сроков проектирования, изготовления и доводки машин.

Стоимость машиностроительной продукции зависит от обширного комплекса технологических, организационно-производственных, экономических, тарифных и других факторов.

Экономический фактор должен играть первостепенную роль в конструировании. Частности конструкции не должны заслонять главной цели конструирования - увеличение экономического эффекта машины.

Многие конструкторы считают, что экономически конструировать значит уменьшать стоимость изготовления машины, избегать сложных и дорогих решений, применять наиболее дешевые материалы и наиболее простые способы обработки.

Это только небольшая часть задачи. Главное значение имеет то, что экономический эффект определяется величиной полезной отдачи машины и суммой эксплуатационных расходов за весь период работы машины. Стоимость машины является только одним и не всегда главным составляющим этой суммы

Экономически направленное конструирование должно учитывать весь комплекс факторов, определяющих экономичность машины, и правильно оценивать относительное значение этих факторов.

Это правило часто игнорируют. Стремясь к удешевлению продукции, конструктор нередко добивается экономии только в одном направлении и не замечает других, гораздо более эффективных путей повышения эконо­мичности. Более того, частная экономия, осуществляемая без учета совокупности всех факторов, нередко ведет к снижению суммарной экономичности машины.

Главными факторами, определяющим экономичность машин, являются величина полезной отдачи машины, долговечность, надежность, стоимость рабочей силы, потребление энергии, стоимость ремонтов, стоимость изготовления машины.




double arrow
Сейчас читают про: