Задачи конструирования
Основная задача конструктора - создание агрегата, наиболее полно отвечающего потребностям народного хозяйства, дающего наибольший экономический эффект и обладающего наиболее высокими технико-экономическими и эксплуатационными показателями.
Главными показателями являются: высокая производительность; экономичность; прочность; надежность; малые вес, металлоемкость, габариты, энергоемкость, объем и стоимость ремонтных работ, расходы на рабочую силу; высокий ресурс долговечности; большие межремонтные сроки; высокие моральный ресурс и степень автоматизации; простота и безопасность обслуживания; удобство управления, разборки и сборки.
В конструкции машин необходимо соблюдать требования технической эстетики. Машины должны иметь красивый внешний вид, изящную, строгую отделку.
Удельный вес каждого из перечисленных факторов зависит от назначения машины:
- в машинах-генераторах и преобразователях энергии на первом плане стоит величина КПД, определяющего совершенство преобразования затрачиваемой энергии в полезную;
|
|
- в машинах-орудиях - производительность, четкость и безотказность действия, степень автоматизации;
- в металлорежущих станках - производительность, точность обработки, диапазон выполняемых операций;
- в приборостроении - чувствительность, точность; стабильность показаний;
- в транспортной технике, особенно в авиационной и ракетной - малый вес конструкции, высокий КПД двигателя, обуславливающий малый вес бортового запаса топлива.
Огромное значение в машиностроении имеет экономика.
Проектируя машину, конструктор должен добиваться всемерного увеличения ее рентабельности и повышения экономического эффекта за весь период работы.
Основные способы решения этой задачи - повышение полезной отдачи машины, увеличение ее долговечности и снижение эксплуатационных расходов.
Вместе с тем конструктор должен заботиться об уменьшении трудоемкости изготовления, снижении себестоимости, сокращении сроков проектирования, изготовления и доводки машин.
Стоимость машиностроительной продукции зависит от обширного комплекса технологических, организационно-производственных, экономических, тарифных и других факторов.
Экономический фактор должен играть первостепенную роль в конструировании. Частности конструкции не должны заслонять главной цели конструирования - увеличение экономического эффекта машины.
Многие конструкторы считают, что экономически конструировать значит уменьшать стоимость изготовления машины, избегать сложных и дорогих решений, применять наиболее дешевые материалы и наиболее простые способы обработки.
|
|
Это только небольшая часть задачи. Главное значение имеет то, что экономический эффект определяется величиной полезной отдачи машины и суммой эксплуатационных расходов за весь период работы машины. Стоимость машины является только одним и не всегда главным составляющим этой суммы
Экономически направленное конструирование должно учитывать весь комплекс факторов, определяющих экономичность машины, и правильно оценивать относительное значение этих факторов.
Это правило часто игнорируют. Стремясь к удешевлению продукции, конструктор нередко добивается экономии только в одном направлении и не замечает других, гораздо более эффективных путей повышения экономичности. Более того, частная экономия, осуществляемая без учета совокупности всех факторов, нередко ведет к снижению суммарной экономичности машины.
Главными факторами, определяющим экономичность машин, являются величина полезной отдачи машины, долговечность, надежность, стоимость рабочей силы, потребление энергии, стоимость ремонтов, стоимость изготовления машины.