Сознание – это определенное состояние мозга: бодрствование с возможностью контакта с внешним миром и адекватной реакцией на происходящие события

Особенности сознания человека:

· Отражают реальную действительность;

· Базируется на общение между людьми;

· Дает возможность направлять действия индивида на производство;

· Развивается по мере приобретения индивидуального опыта;

· Выражается посредством языка;

· Для себя сознание выражается через мыслительный диалог;

· Осуществляет формирование образов предметов;

· Ранимость сознания.

2. Осознаваемая и неосознаваемая деятельность мозга. Физиологические корреляты сознания:

1. Уровень сознания:

· Предметное сознание – знания о мире (знание, которое может быть передано другим);

· Самосознание – знание о себе (диалог с самим собой);

(a) Самосовершенствование;

(b) Самоконтроль;

(c) Самопознание;

2. Уровень бессознательного:

· Досознательное;

· Подсознательное;

· Сверхсознательное

Осознаваемая деятельность мозга:

· Все формы психической деятельности (ощущение, восприятие);

· Неавтоматизированная физическая работа (требующая научения);

· Восприятие отклонений констант внутренней среды организма, которые вызывают ощущение и мотивацию к деятельности;

· Восприятие избыточной информации от внутренних органов, связанных с нарушением их деятельности (болевые ощущения).

Структура бессознательного

 
 


Досознательное Подсознательное Сверхсознательное

Врожденные факторы Автоматизированные Творческая интуиция

поведения навыки;

Неосознанные мотивы

установки

Нормы поведения

интуиция

Неосознаваемая деятельность мозга:

1. Переработка ранее поступившей информации, устранение несущественной;

2. Восприятие подпороговых внешних раздражителей (условные рефлексы);

3. Переработка импульсов от внутренних органов;

4. Отработанная автоматизированная деятельность;

5. Деятельность мозга во сне;

6. Интуиция;

7. Подражательная деятельность;

Измененные состояния сознания у здоровых людей:

Состояние сознания Феноменология Физиологические корреляты
Сверхбодрствование Повышенная ясность сознания, новизной обычных переживаний Регулярный бета-ритм, появление тета-ритма, стабильная десинхронизация ЭЭГ, вегетативные гиперреакции, выброс гормонов в кровь
Снижение уровня сознания (дистресс) Снижением сознания, понижением ясности сознания, изменение способности ориентироваться и контактировать с окружающими, психическая напряженность, ощущение изменения хода времени, сосредоточенность на узком круге событий, заторможенность Синхронизация биоритмов, увеличение амплитуды и частоты альфа-ритма, снижение скорости и точности реакции, увеличение центральной задержки
Спонтанное пробуждение Замедление ориентировки в пространстве, замедление двигательной активности, возможны поведенческие автоматизмы Уменьшение дельта-активности, повышение активности в работе внутренних органов
Засыпание Длинный период ориентировки и ясности сознания, замедление двигательной активности Появление веретен сна и понижение в активности работы органов
Глубокий сон Чаще всего мы видим счастливые сны, после пробуждение их трудно вспомнить, сновидения имеют вегетативную окраску Дельта-волны
Поверхностный сон Чаще всего тяжелый сновидения, сопровождающие двигательной активностью, лунатизм, при пробуждение можем вспомнить, что нам снилось, часто просыпаемся, в формировании сновидения участвуют внешние раздражители. Появление тета-ритма, сонных веретен и К-комплекса.
Творческая работа Ясностью сознания, отчетливостью воображения, поглощенности своим состояние, затрудненностью ориентировки, иногда извращенным понимание окружающего Повышение активности ЭЭГ, гамма-ритмом.
Гипноз Снижение способности перераспределять внимание, наличие ярких образов, повышение способности фантазировать, повышение внушаемости Снижение амплитуды альфа-волн, изменение бета-активности.
Реальные обряды в традиционных культурах    

3 Теории сознания. Структурно-функциональная основа сознания.

1. Голографическая теория К. Приобрама: информация об основных сигналах распределена по нейронной сети так же, как по узору физической голограммы;

2. Теория повторного входа Дж. Эдельмана: сознание появляется, когда повторяется какое-либо внешнее воздействие, при повторном входе в одну и ту же группу клеток;

3. Прожекторная теория сознания Ф. Крика: сознание определяют нейронные процесс, попадающие под луч прожектора внимания.

Условия подключения сознания:

· Приток активирующих воздействий из ретикулярной формации;

· Промежуточный уровень активности ЦНС соответствующий десинхронизированной ЭЭГ;

· Минимальный период времени активации мозговых структур;

· Активация большого количества структур мозга (кора БМ, подкорковые ядра и лимбическая система).

           
 
Контроль
   
Префронтальная кора
 
формирование командных сигналов
 
 


           
   
 
   
 


Локальный вход  
Генерализованный вход

       
   
неспецифические системы ствола мозга и таламуса  
 
активация
 


Ассиметрия процессов сознания:

Левое полушарие: Правое полушарие:

Сознательное Бессознательное

Коммуникация Самооценка

Осознание события самосознание

Принятие суждения о событии чувство я

Лекция:

«Прикладная психофизиология»

1. Общие направления прикладной психофизиологии:

К направлениям психофизиологии относится:

1. Педагогическая;

2. Социальная;

3. Экологическая;

Педагогическая психофизиология:

Педагогическая психофизиология рассматривает обучение с точки зрения биологических критериев, т. е. какие энергетические затраты сопровождают процесс обучения и оправданы ли они.

Рост заболеваний:

1. Болезни крови и кроветворных органов (в 1,6 раз);

2. Мочеполовой системы и врожденных аномалий (в 1,5 раза);

3. Болезни костно-мышечной системы (24%);

4. Органов пищеварения (23 %);

5. Нервная система и психическая сфера (20%);

Пути решения:

· Изучение психофизиологических особенностей организации учебного процесса, путем измерения функционального состояния учащегося;

· Изучение психофизиологии адаптации;

· Изучение влияния стрессовых ситуаций на функциональное состояние;

· Изучение влияние процесса обучения на развитие мозга;

Психофизиологические исследования показывают, что в процессе обучения в школе выделяются 2 критических периода:1 класс; 7 класс (половое созревание); стрессовые учебные ситуации оказывают негативное влияние на состояние учеников; обучение развивает высшие психические процессы, т. к. сопровождается увеличение контакта между нервными клетками и их активацией; повышение эффективности учебного процесса возможно при реализации трех принципов построения процесса обучения (1. Рациональная организация учебного процесса; 2. Адекватность школьных требований к психофизиологическим особенностям детей; 3. Соответствие методик обучения возрастным и функциональным особенностям детей).

2. Работоспособность, утомление и типы работоспособности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: