Социальная психофизиология изучает поведение, как результат взаимодействии биологических и социальных факторов

Работоспособность – это интегральный показатель функциональный показатель организма, его изменений, отражает рациональность организации деятельности, учебного процесса, его соответствие возможностям человека.

Фазы работоспособности:

1. Предрабочее состояние (мобилизация): обдумывание предстоящей работы, повышается уровень общей активности;

2. Врабатываемость (гиперкомпенсация): переход от состояния покоя к рабочему состоянию, сопровождается повышением нервной активности;

3. Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации): оптимальный режим работы всех систем организма, самая высокая эффективность труда;

4. Период утомления (декомпенсация): проявляется в ошибках, несвоевременных действиях, чувстве усталости;

5. Период возрастания продуктивности: усилием воли заставляем себя продолжать работу;

6. Период прогрессивного снижения работоспособности: эффективность труда резко падает;

7. Период восстановления работоспособности: происходит во сне.

Утомление:

Утомление зависит от выносливости человека. Выносливость определяется рядом факторов:

1. Интенсивность и специфика труда;

2. Возраст;

3. Пол;

4. Эмоциональное состояние человека;

5. Наличие умений и навыков, тренированность;

6. Тип ВНД и тип темперамента;

Типы работоспособности:

1. Усиливающийся тип;

2. Ровный тип;

3. Ослабевающий тип;

4. Неровный тип;

3. Гигиенические принципы организации работы детей в школе;

Эффективность труда должна быть максимальной, а ущерб для здоровья минимальным.

Гигиенические требования:

1. Чем младше ребенок, тем меньше должна быть продолжительность, интенсивность и продолжительность уроков;

2. Учет фаз работоспособности: повышенные требования предъявляют в период повышенной работоспособности, а пониженные при спаде работоспособности.

3. Учитывать степень трудности учебного материала: наиболее трудные уроки ставятся в середине дня;

4. Использовать физкультурные паузы.

5. Проблемы социальной психофизиологии:

Биологические факторы, влияющие на поведение человека:

1. Зоосоциальное поведения животных: у животных существует группа зоосоциальных рефлексов; эти рефлексы определяют формирование групповой иерархии; проявляется потребность в привязанности и социальном контакте; наиболее фундаментальная социальная связь матери и ребенка;

2. Проявление потребности ребенка в контакте с взрослым;

3. Связи индивидуальных различий и социальных процессов;

4. Влияние социальных факторов на здоровье;

5. Влияние социального присутствия на функциональное состояние человека;

6. Изучение влияния касаний на сердечно-сосудистую активность;

7. Снижение чувствительности кодирования и декодирования невербальных эмоциональных сигналов.

6. Проблемы экологической психофизиологии.

Факторы:

1. Неорганические удобрения;

2. Соли тяжелых металлов;

3. Строительные материалы

4. Предприятия в черте города.

В сферу интересов экологической психофизиологии входит:

1. Методы диагностики нарушений психических функций и состояний;

2. Системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека;

3. Разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений;

4. Выяснение роли индивидуальных свойств, усиливающих или ослабляющих организм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: