Работоспособность – это интегральный показатель функциональный показатель организма, его изменений, отражает рациональность организации деятельности, учебного процесса, его соответствие возможностям человека.
Фазы работоспособности:
1. Предрабочее состояние (мобилизация): обдумывание предстоящей работы, повышается уровень общей активности;
2. Врабатываемость (гиперкомпенсация): переход от состояния покоя к рабочему состоянию, сопровождается повышением нервной активности;
3. Период устойчивой работоспособности (фаза компенсации): оптимальный режим работы всех систем организма, самая высокая эффективность труда;
4. Период утомления (декомпенсация): проявляется в ошибках, несвоевременных действиях, чувстве усталости;
5. Период возрастания продуктивности: усилием воли заставляем себя продолжать работу;
6. Период прогрессивного снижения работоспособности: эффективность труда резко падает;
7. Период восстановления работоспособности: происходит во сне.
Утомление:
|
|
Утомление зависит от выносливости человека. Выносливость определяется рядом факторов:
1. Интенсивность и специфика труда;
2. Возраст;
3. Пол;
4. Эмоциональное состояние человека;
5. Наличие умений и навыков, тренированность;
6. Тип ВНД и тип темперамента;
Типы работоспособности:
1. Усиливающийся тип;
2. Ровный тип;
3. Ослабевающий тип;
4. Неровный тип;
3. Гигиенические принципы организации работы детей в школе;
Эффективность труда должна быть максимальной, а ущерб для здоровья минимальным.
Гигиенические требования:
1. Чем младше ребенок, тем меньше должна быть продолжительность, интенсивность и продолжительность уроков;
2. Учет фаз работоспособности: повышенные требования предъявляют в период повышенной работоспособности, а пониженные при спаде работоспособности.
3. Учитывать степень трудности учебного материала: наиболее трудные уроки ставятся в середине дня;
4. Использовать физкультурные паузы.
5. Проблемы социальной психофизиологии:
Биологические факторы, влияющие на поведение человека:
1. Зоосоциальное поведения животных: у животных существует группа зоосоциальных рефлексов; эти рефлексы определяют формирование групповой иерархии; проявляется потребность в привязанности и социальном контакте; наиболее фундаментальная социальная связь матери и ребенка;
2. Проявление потребности ребенка в контакте с взрослым;
3. Связи индивидуальных различий и социальных процессов;
4. Влияние социальных факторов на здоровье;
5. Влияние социального присутствия на функциональное состояние человека;
6. Изучение влияния касаний на сердечно-сосудистую активность;
|
|
7. Снижение чувствительности кодирования и декодирования невербальных эмоциональных сигналов.
6. Проблемы экологической психофизиологии.
Факторы:
1. Неорганические удобрения;
2. Соли тяжелых металлов;
3. Строительные материалы
4. Предприятия в черте города.
В сферу интересов экологической психофизиологии входит:
1. Методы диагностики нарушений психических функций и состояний;
2. Системы психофизиологического мониторинга функциональных состояний и психических функций человека;
3. Разработка мер профилактики и коррекции психофизиологических нарушений;
4. Выяснение роли индивидуальных свойств, усиливающих или ослабляющих организм.