Элементарная рассудочная деятельность животных

Образное (психонервное поведение).

Обучение, основанное на представлениях о пространстве, порядке стимулов, времени, числе

Выбор по образцу

Латентное обучение

Когнитивные процессы.

Когнитивное обучение основано на извлечении законов связей между отдельными ее компонентами.

Латентное обучение – это образование связи между индифферентными стимулами или стимулами или ситуациями в отсутствиями в отсутствие явного подкрепления. Например, животное исследует новую территорию, а затем свободно ориентируется на местности.

Этот вид когнитивной деятельности связан с обработкой информации о наличии сходства или различий между стимулами.

Изначально опыт ставился так: экспериментатор показывал обезьяне какой-либо предмет (образец), а она должна была выбрать такой же среди других предлагаемых ей двух или более предметов.

В последние годы для этой цели использованы компьютеры с монитором, чувствительным к прикосновению, а правильно выбранный стимул автоматически перемещается и останавливается рядом с образцом.

Голубей и крыс обучают выбору по образцу в камере Скиннера. На диск, расположенный в центре, проецируется образец, на боковые диски – стимулы для сравнения. В качестве стимулов используется, как правило, подсвет дисков разными цветами. Животное осуществляет выбор путем клевания одного из боковых дисков (голубь) или нажатия на него мордой или лапой (крыса).

Примером может быть ориентация животных на местности или в искусственном лабиринте.

Согласно другой классификации форм обучения (Батуев А.С., 2005), когнитивное обучение включает в себя следующие виды.

И.С. Бериташвили начиная с 1926 г. изучал поведение животных по разработанному им методу свободного перемещения в экспериментальном манеже. Суть представлений этого ученого состоит в следующем: у высших позвоночных животных при первом же восприятии местоположения пищи создается образ или конкретное представление пищи и ее местоположения в данной среде. Этот образ сохраняется, каждый раз, когда он репродуцируется при восприятии иной среды или какого-либо его компонента, животное производит такое же ориентировочное движение головы, как и при непосредственном восприятии, ведет себя точно так, как при восприятии, то есть идет к месту пищи, обнюхивает его и, если находит пищу, съедает ее. Такое психонервное поведение, направленное образами, стали называть произвольным в отличие от условно-рефлекторного поведения

Элементарная рассудочная деятельность — использование предварительно воспринятой тактики изменений в среде для построения стратегии своего будущего поведения.

Наиболее характерное свойство элементарной рассудочной деятельности животных заключается в их способности улавливать простейшие эмпирические законы, связывающие предметы и явления окружающей среды, и возможность оперировать этими законами при построении программ поведения в новых ситуациях.

Л.В. Крушинский показал, что способность к экстраполяции направления движения раздражителя может рассматриваться как одно из элементарных проявлений рассудочной деятельности животных. Основной экспериментальный подход состоит в ледующем. Животное должно находить кормушку, двигающуюся прямолинейно с постоянной скоростью. Первоначальный отрезок ее движения проходит в поле зрения животного, затем кормушка скрывается за преградой. Животное устремляется к месту выхода из непрозрачного коридора кормушки с кормом. При этом животное определяет 1) направление движения кормушки, и 2) направление движения кормушки после ее исчезновения за укрытием. Таким образом, используя свою «систему отсчета», животное экстраполирует направление смещения кормушки с кормом, то есть использует предварительно воспринятую тактику изменений в среде для построения логики своего будущего поведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: