Свой творч.путь Е. начинал как типичный крестьянин-самоучка: земская школа, церковно-учительская школа и переезд в Москву. Там он работал помощником корректора в типографии Сытина, посещал собрания Суриковского кружка(литературное объединение писателей из народа) и лекции в народном ун-те Шинявского. Его ранние стихи были подражанием фольклорным мотивам и жанрам. В них было много безвкусицы и провинцианализма. Зрелый Есенин будет осознавать себя не крестьянсмким,а русским поэтом. Но для этого ему нужно было уйти из суриковцев. Таким уходом стало знакомство с Блоком и Клюевым. Блок дал ему рекомендацию, и в кон.1915г Е. издал в Петербурге первую книгу стихов «Радуница»(день поминовения усопших предков). Вскоре он был радушно принят в петерб.салонах, а критика заговорила о нем как о рязанском Леле. В Петерб.Е.попал под плотную опеку Клюева, кот.учил его, что для литературных господ необходимо играть роль пастушка. Клюев учитывал возникшую моду на все национальное. Лирический герой его ранних стихов- путник и богомолец, идущий по полевым и лесным просторам Руси с тайной верой в Иисуса и Богородицу: Чую радуницу Божью-Не напрсно я живу.Поклоняюсь придорожью,Припадаю на траву.Между сосен, между елок,Меж берез кудрявых бус,Под венцом в кольце иголок Мне мерещится Исус. Если для Маяковского природа- мастерская, то для Е. она-храм, в кот.можно и нужно молиться. Церковное и бытовое переживание в его стихах, например, «Осень»: с одн.ст.,природа увидена по-язычески- рыжей кобылой с синими подковами(цвета осенних листьев и холодной речной воды), а с др.ст., ветер оказывается незримым схимником, мнущим своими стопами листву, а рябиновые кисти-язвы незримого Христа. Ветер раскачивает кисти рябин-схимник целует раны Иисуса. Языческое и христианское сливаются в образе двойного чувствования. Песнь о собаке-рыжая сука в образе Богородицы, один из ее утопленных щенков взят на небо. Метафора: месяц у него может быть и жеребенком, и бодливым теленком, и жующей коровой и т.д. В поэтическом мире Е. метафора и загадка снова стремятся стать мифами, и в этои плане его тв-во развивалось в духе символистского мифотв-ва, или мифопоэтизма. Новым здесь была усвоенная от Клюева идея фольклорной основы этого мифотв-ва и крестьянской кул-ры как единственного родительского лона мифич.образности. Именно эта идея и легла в основу «Ключей Марии»-поэтического манифеста Е. Он определил сущность своей поэзии как перезвон узловой завязи природы с сущностью человека. Если крикнет рать святая: Кинь ты Русь,живи в раю! Я скажу: не надо рая, дайте родину мою! В его стихах: символическая цветопись русской иконы, напр.розовый конь в «Не жалею, не зову, не плачу…». По мере эволюции Есенина пастушеское и иноческое все больше отступали на 2й план, уступая место босяческому, которое, в свою очередь, тяготело к тому, чтобы стать воровским и разбойничьим. У всех этих 3х ипостасей есть общее-выпадение из общепринятого мирского уклада. Сознание этого изгойства выражалось на языке бродяги и вора: Устал я жить в родном краю,В тоске по гречневым просторам,Покину хижину мою,Уйду бродягою и вором. Революция 1917г была воспринята Е. как исполнение пророчества о голубой Руси,что,в свою очередь, накладывалось на евангельскую идею новой земли и нового неба. Сближение Е. со скифами, кот. выступали за революцию духа, кот.уведет Россию с пути мещанского запада и откроет в ней ее собственную уникальную основу. В 1918г началась гражданская в-на, кот.привела к резкому недовольству кр-н новой властью. Через 2года разразился голод, унесший большое кол-во крестьянских жизней. 1918г-конфликт с Клюевым, в утопию которого Е.больше не верит. 1919г-Е.присоединяется к имажинистам-проповедь национальных истоков поэтической образности, цели иск-ва прямо противоположны целям гос-ва и общ-ва. Превращение инока и пастуха в хулигана. 1920г- «Хулиган», «Исповедь хулигана»: пейзаж становится неуютным, мрачным,враждебным. 1922-3гг – цикл «Москва кабацкая»: парадоксальное соединение темы пьяного распада с изумительной поэтической силой. Распад в Москве кабацкой по-азиацки жесток и разгулен: Ты, Рассея моя… Рас-сея…Азиатская сторона. Если раньше сука превращалась для него в жденщину, то теперь происходила обратная метаморфоза: Пей со мною, паршивая сука,Пей со мной. Очищение к герою МК могло прийти только через смерть и религиозное возвращение к утраченной нац.почве: Чтоб за все грехи мои тяжкие,За неверие в благодать Положили меня в русской рубашке Под иконами умирать. 22-23гг-поездка в Европу и Америку. Там Е.ощутил себя ненужным,как и в России. Цикл «Любовь хулигана»-прощание с молодостью, с буйством глаз и половодьем чувств. 1924г.- трилогия «Возвращение на родину», «Русь Советская», «Русь уходящая»- в кот. впервые обращается к жизни советской деревни. Мрачное настроение. Е. осуждает себя за то, что остался в стороне борьбы за будущее. «Отдам всю душу октябрю и маю,Но лиры милой не отдам». «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». Последние крупные вещи Е.носят финальный хар-р. В1925г он пишет одно за другим «Персидские мотивы», «Анна Снегина» и «Черный чел-к». В ПМ возникает условная придуманная Персия- страна поэзии и любви, иллюзорный мир покоя и тишины. В ЧЧ предметом изображения становилась пустая, обесцененная жизнь, перед ликом которой стихи изобличаются как нечто иллюзорное и лживое. Двойник поэта, ЧЧ признается с циничным хладнокровием: Ах!Люблю я поэтов!Забавный народ.В них всегда нахожу я Историю,сердцу знакомую,Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах, Половой истекая истомою. ЧЧ был острым рецидивом, с кот.Е.мучительно боролся в самом себе. Е. мучительно ощущал, что проживает судьбу какого-то авантюриста, прохвоста и забулдыги. Раньше это было маской, а в ЧЧ маска приросла к лицу. Анну Снегину Е.задумал как эпическое, некрасовское повествование из крестьянской жизни, но в итоге создал лирическую исповедь. Ставит в центр реальную историческую деревню, от чего раньше отказывался. Сюжет АС разворачивается на фоне борьбы мужиков за землю в 17г. Герой поэмы, двойник самого Е.,кот.тоже зовут Сергей, возвращается на отдых в родные места. Его друг Прон Оглоблин отправляется с ним в имение помещицы Снегиной(с которой у Сергея когда-то был роман) брать землю. Три любящих др.др.чел-ка сталкиваются в мучительном конфликте- с тем, чтобы в итоге расстаться навсегда: Анна уезжает в Лондон, Сергей- в столицу, Прон убит белыми. Жизнь по отн-ю к ним безжалостна и катастрофична. Этой катастрофичности противопоставлено чув-во любви, кот.в итоге торжествует над всем. Когда Прон просит Сергея поехать с ним в имение Снегиных, он присылает ему записку: Придите.Вы самый близкий.С любовью.Оглоблин Прон. Сергей искренне любит мужиков-односельчан, и они отвечают ему тем же. Анна из эмиграции присылает ему письмо с признанием(вы мне по-прежнему милы). Если в нач.поэмы-обида на жизнь,в кот.мало любви, то в конце утверждается обратное.