double arrow

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РУССКОЙ


Вопросы к экзамену ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XVIII- начала XIX вв.

Контрольную работу необходимо сдать до экзамена.

1 .Русская литература XVIII в. как явление переходной культурно-

исторической эпохи. Формирование ≪светской≫ художественной литературы нового

типа. Проблема барокко и классицизма в русской литературе XVIII в.

2. Жизненный путь князя Антиоха Дмитриевича Кантемира. Сатиры и послания.

Кантемир и поэзия барокко. Литературный слог сатир Кантемира.

3. Василий Кириллович Тредиаковский, Михаил Васильевич Ло-

моносов, Александр Петрович Сумароков в литературной жизни эпохи. Литературное соперничество. Книга ≪Три оды парафрастические, чрез трех стихотворцев составленные≫ (1743).

4. Жизненный путь В. К. Тредиаковского (1703— 1768).

Поэтическое творчество и филологическая работа Тредиаковского.

Пионерская роль Тредиаковского в реформировании национального стихосложения.

Эпическая поэма ≪Тилемахида≫ (1766)

5. Жизненный путь М. В. Ломоносова (1711—1765) и поэтическое творчество.

Трагедии Ломоносова.

6. Жизненный путь А. П. Сумарокова (1717—777).

Многообразие литературной деятельности Сумарокова. ≪Сумароковский≫ классицизм.




7. Жизненный путь Михаила Матвеевича Хераскова (1733—807).

Херасков-драматург. Поэмы Хераскова. и его ≪стихотворная проза≫

8. Масонские мотивы в творчестве Хераскова и других русских

писателей XVIII в. Журнал ≪Утренний свет≫ (1777). Поэты кружка Хераскова.

9. Жанр ≪ироикомической поэмы≫ в творчестве В. И. Майкова и И.Ф. Богдановича.

≪Легкий слог≫ и сюжетное мастерство.

10. ≪Мещанский≫ сентиментализм в прозе и драматургии.

Проза Ф. А. Эмина (1735—1770) и М. Д. Чулкова (1744—1792).

11. Александр Николаевич Радищев.Жанр ≪Путешествия из Петербурга в Москву≫ (1790).

12. ≪Путешествие из Петербурга в Москву≫, его общественно-историческое

значение и его воздействие на русскую литературу XIX в.

13. Просветительская деятельность Николая Ивановича Новикова

Сатирические журналы ≪Трутень≫ (1769-1770), ≪Пустомеля≫ (1770), ≪Живописец≫ (1772), ≪Кошелек≫ (1774).

14. Гавриил Романович Державин – поэт и новатор. Жизненный путь Державина.

15. Оды Державина: ≪Фелица≫ (1782) и другие ≪екатерининские≫оды; духовные оды.

≪Суворовские≫ оды Державина.

16. Державин – лирик. Теоретические воззрения Державина на литературу.

17. Д. И. Фонвизин (1745—792). Драматургия Фонвизина.

18. Драматурги последней четверти XVIII в. (В. В. Капнист, Я. Б. Княжнин, М. И. Попов, А. А. Аблесимов, Н. П. Николев)

19. Жанр басни в поэзии XVIII в. (В. Тредиаковский, М. Ломоносов,

А. Сумароков, Д. Фонвизин, И. Хемницер и др.).

20. Творчество Ивана Андреевича Крылова (1769—844).



21. Сентиментализм в русской словесности. Поэзия Ивана Ивановича Дмитриева (1760—837).

22. Творчество Николая Михайловича Карамзина (1766—826) Поэзия Карамзина.

23. Проза Карамзина.

24. ≪Письма русского путешественника≫ Н. Карамзина и жанр ≪путешествия≫ в русской литературе XVIII в.

25. Литературный процесс в начале XIX века. «Архаизм» и «новаторство».

26. Творческий путь В. А. Жуковского: от лирики к эпосу.

27. Баллады В. А. Жуковского

28. Переводное и оригинальное в творчестве Жуковского. «Двенадцать спящих дев»

29. «Арзамас» и «Беседа…»: история конфликта

30. «Архаизм» в поэзии: Катенин, Грибоедов, Козлов

31. «Горе от ума»: творческая история и особенности жанра

32. Система образов, язык и стиль комедии Грибоедова

33. «Декабристская» поэзия: Ф. Глинка, К. Рылеев

34. Жанры в русской лирике 1810-20-х годов. Творчество Дельвига и Вяземского.

35. К. Н. Батюшков. Творческий путь

36. Элегия и послание в творчестве Батюшкова

ЛИТЕРАТУРЫ 1910-1930-х ГОДОВ» (ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

  1. Своеобразие авторской трактовки революционных событий в поэмах А.А.Блока«Двенадцать» и А.Белого «Христос Воскрес». Особенности композиции и структуры. Значение евангельских мотивов. Характер историко-философских обобщений.
  2. Послеоктябрьский период в творчестве А.А.Блока. Стихотворения «Скифы», «Пушкинскому Дому». Основные темы публицистики поэта (статьи «Интеллигенция и революция», «О назначении поэта»).
  3. Стихотворения А.А.Ахматовой 1912-1922 гг. (сборники «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini»). Своеобразие личности лирической героини, значение веры в её жизни. Проблема нравственного выбора в эпоху исторических испытаний. Взаимосвязь темы любви и творчества. Образ Музы. Петербург и Царское Село в судьбе героини. Мотивы времени и памяти.
  4. Творчество М.А.Волошина. Дооктябрьский период (сборники «Годы странствий», «Selva Oscura»). Образ поэта-странника, сущность его духовного поиска. Роль космических и мистических мотивов. Тема времени и вечности. Значение мира природы в жизни лирического героя. Изображение революционной эпохи (сборник «Неопалимая Купина»). Персонажи русской и мировой истории в авторской трактовке. Значимость библейских мотивов. Крым в период гражданского противостояния. Суть нравственного и творческого выбора лирического героя.
  5. Поэма М.А.Волошина «Россия». Размышления автора об исторических судьбах России, своеобразие его философской концепции. Образ Петербурга и Петра I. Портреты представителей династии Романовых. Взаимосвязь истории и революционной современности. Вопрос о происхождении и сущности интеллигенции. Истолкование проблемы «Россия и Запад». Значение образа-символа огня.
  6. Развитие принципов акмеизма в творчестве М.А.Кузмина (сборники «Вожатый», «Нездешние вечера», «Параболы») или Н.С.Гумилёва (сборник «Огненный Столп»). Значение мотива «дальних странствий». Тема памяти и времени. Роль веры в жизни лирического героя. Проблемы искусства и творчества. Образы художников прошлого.
  7. Стихотворения С.А.Есенина 1910-х-1920-х годов. Противоречивость характера лирического героя. Насыщенность и напряжённость его внутренней жизни, тесная взаимосвязь с жизнью природы. Многоплановость изображения любовного чувства. Особенности поэтического языка.
  8. Идейно-художественные особенности поэм С.А.Есенина. Драма сильной личности («Пугачёв»). Острота социально-психологического конфликта в контексте эпохи («Страна негодяев»). Человек и время; многообразие характеров и судеб («Анна Снегина»). Истоки трагизма авторской «исповеди»; своеобразие композиционной структуры («Чёрный человек»).
  9. Жизнь и судьба русской деревни в творчестве крестьянских поэтов (на выбор). Фольклорные истоки и религиозные мотивы в поэзии Н.А.Клюева. Духовный путь лирического героя. Значение образа матери. Анализ одной из поэм(на выбор). Изображение природного мира в поэзии С.А.Клычкова. Образ дома. Тема творчества и судьбы поэта. Мотив воспоминаний. Философский смысл понятий любви, жизни и смерти.
  10. Своеобразие художественного мира Н.А.Заболоцкого (сборник «Столбцы»). Метафоричность поэтической речи, роль иронии и парадокса. Особенности изображения городской среды и жизни природы. Значение образов деревьев, животных и птиц.
  11. Стихотворения О.Э.Мандельштама 1910-х-1930-х годов. Трагический характер взаимоотношений лирического героя со временем, роль Москвы и Петербурга в его судьбе. Значимость исторических и культурологических реминисценций. Развитие античных мотивов. Тема искусства и творчества.
  12. Художественное своеобразие поэзии В.В.Маяковского. «Громада-любовь» и «громада-ненависть» в жизни лирического героя, сущность его конфликта с окружающим миром. Мотив одиночества. Объекты авторской сатиры, особенности их изображения. Размышления о роли и назначении поэзии. Нравственно-философский аспект темы революции (поэма «Хорошо!»).
  13. Концепция любви в поэмах В.В.Маяковского. Значение библейских мотивов («Человек»). Масштабность изображения любовного чувства («Люблю»). Принцип контраста в повествовании, полемический характер авторской речи. Особенности композиции и образной системы («Про это»). Роль евангельских реминисценций. Сущность противостояния героя и обывательского мира. Развитие мотива «поэт и толпа». Философский смысл темы будущего в финале поэмы.
  14. Стихотворения Б.Л.Пастернака 1914-1931 годов (сборники «Поверх барьеров», «Сестра моя – жизнь», «Второе рождение»). Образы природного мира, времена года в изображении поэта. Особенности любовной лирики. Лермонтовские реминисценции, посвящения современникам. Значение музыкальных мотивов. Своеобразие поэтического языка.
  15. Стихотворения И.Северянина 1910-х-1930-х годов (сборники «Victoria Regia», «За струнной изгородью лиры», «Классические розы»). Роль природного мира в жизни лирического героя, значение образа-символа солнца. Истолкование проблемы «поэт и толпа». Оригинальность музыкальных и живописных образов, особенности цветописи, характер неологизмов. Своеобразие любовной лирики. Тема России. Жанр литературного портрета деятелей искусства ХIХ-ХХ вв. («Медальоны»).
  16. Стихотворения В.Хлебникова 1910-х годов. Самобытность поэтического языка и образной системы, их фольклорные и мифологические истоки. Космические мотивы, тема времени и вечности. Истолкование революции как понятия и явления. Особенности изображения природного мира. Анализ одной из поэм(на выбор).
  17. Поэзия М.И.Цветаевой. Сборник «Вёрсты». Значимость фольклорных и религиозных мотивов. Роль образов дороги, ветра, птиц. Противоречивость характера лирической героини. Тема любви и творчества. Сборник «Лебединый Стан». Символика названия. Православная основа мироощущения лирической героини. Роль исторических реминисценций. Образ Москвы. Судьба династии Романовых и воинов Белой Армии. Тема долга, чести, верности.
  18. Жанровое многообразие творчества М.И.Цветаевой. Фольклорное начало и авторская концепция любви в поэме «Молодец». Своеобразие трактовки мифологического сюжета в поэме «Крысолов». Характер изображения обывательского мира. Философская многозначность понятия «музыка» в поэме. Смысл финала. Приёмы создания образа Художника в очерках «Пленный дух», «Живое о живом», «Мой Пушкин».
  19. Развитие жанра автобиографической и дневниковой прозы в литературе 1920-х годов. Характеристика двух произведенийна выбор: «Где мой дом?» К.Д.Бальмонта; «Записки на манжетах» М.А.Булгакова; «Окаянные дни» И.А.Бунина; «Петербургский дневник» З.Н.Гиппиус; «Отец и его музей», «Мать и музыка» М.И.Цветаевой; «Шум времени» О.Э.Мандельштама. Личность и мировоззрение автора, отражение его судьбы во времени. Приметы и атмосфера эпохи, роль городского и природного пейзажа. Своеобразие «портретной галереи» современников.
  20. Творчество А.Т.Аверченко. Книга «Дюжина ножей в спину революции». Символика названий рассказов. Характер социально-политических и философских обобщений. Соединение лирического, трагического и сатирического начал в повествовании. Тематическое разнообразие рассказов в сборниках «Кипящий котёл» и «Записки Простодушного». Характеристика образа автора-рассказчика.
  21. Рассказы и повести И.С.Шмелёва 1915-1918 годов. Человеческие судьбы в период исторических испытаний («На большой дороге», «Мирон и Даша», «Лик скрытый», «Голуби»). Взаимосвязь веры, творчества и любви в жизни главного героя повести «Неупиваемая Чаша». Этапы его духовного пути.
  22. Рассказы и повести М.А.Булгакова. Характер жизненных испытаний и этапы развития личности в книге «Записки юного врача». Роль образа метели. Элементы фантасмагории в рассказе «Похождения Чичикова». Символика названия и проблема нравственного выбора в рассказе «Ханский огонь». Образы учёных в повестях «Роковые яйца» и «Собачье сердце»: черты сходства и различия. Философский аспект темы научного и социального эксперимента.
  23. Творчество М.А.Булгакова. Роман «Белая Гвардия». Характеристика основных персонажей. Дом и Город как «действующие лица» романа. Роль религиозных мотивов. Символический смысл названия. Роман «Мастер и Маргарита». Место Пилата в системе образов романа. Проблема нравственного выбора. Особенности изображения Москвы и её обитателей. Эволюция характера Ивана Бездомного. Тема творчества, судьба рукописи Мастера.
  24. Жанровое многообразие творчества М.Горького. Рассказы 1920-х годов («Сторож», «О первой любви», «Рассказ о безответной любви», «Отшельник»). Принцип контраста в изображении характеров и событий. Особенности интерпретации темы любви. Книга статей «Несвоевременные мысли». Социально-философский характер и основные темы публицистики писателя.
  25. Роман М.Горького «Дело Артамоновых». История семьи и движение времени. Система образов романа. Глубина психологической характеристики персонажей.
  26. Рассказы А.П.Платонова. Драматизм судьбы героев; мотив преодоления, ответственности, любви к своему делу («На заре туманной юности», «В прекрасном и яростном мире»). Оригинальность интерпретации темы любви («Фро», «Река Потудань»). Особенности трактовки образа ребёнка («Цветок на земле», «Июльская гроза», «Неизвестный цветок»). Черты эпохи и своеобразие характера героя («Усомнившийся Макар»).
  27. Творчество А.П.Платонова.Философский смысл названия повести «Сокровенный человек». Эволюция характера героя, роль мира машин и мира природы в его жизни. Приёмы изображения революционной эпохи.

Мотив странствия и поиска истины в повести «Котлован». Значение символических образов. Тема сиротства. Размышления персонажей о прошлом, настоящем и будущем. Раскрытие трагического начала в человеческом существовании.



28.Принципы изображения событий революции и гражданской войны в прозе 1920-х годов. Характеристика одного произведенияна выбор: «Конармия» И.Э.Бабеля, «Падение Даира» А.Г.Малышкина, «Голый год» Б.А.Пильняка, «Разгром» А.А.Фадеева. Значение документальной основы повествования, особенности образной системы. Своеобразие авторской трактовки социальных и морально-психологических проблем. Многообразие средств художественной выразительности.

  1. Творчество А.Н.Толстого. Рассказы «Голубые города», «Гадюка». Характер влияния революционной эпохи на судьбу и личность человека. Своеобразие композиционных решений, психологизм, острота конфликта в повествовании.

Социально-политическая и нравственно-философская проблематика фантастической прозы писателя. Характеристика одного произведенияна выбор: «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

  1. Особенности изображения исторического прошлого в романе А.Н.Толстого «Пётр I». Приёмы создания характера главного героя. Многоплановость системы образов персонажей. Авторская трактовка морально-этических проблем и социальных противоречий эпохи.

31.Многообразие путей развития постреволюционной прозы. Характеристика одного произведенияна выбор: драматизм авторских размышлений о судьбе человека и человечества (роман-антиутопия Е.И.Замятина «Мы»);

отражение социально-философских проблем нового времени (повесть Ю.К.Олеши «Зависть»); истоки внутреннего и внешнего конфликта в жизни героев (романы Л.М.Леонова «Барсуки», «Вор», «Скутаревский»).

32.Традиции и новаторство в сатирической прозе1920-х-1930-х годов (на выбор: рассказы и повести М.М.Зощенко; романы И.А.Ильфа и Е.П.Петрова «Двенадцать стульев», «Золотой телёнок»). Основные мотивы. Особенности повествовательной манеры. Характер отбора персонажей и явлений. Приёмы создания комического.

33.Творчество М.А.Шолохова. Ключевые мотивы книги «Донские рассказы». Судьба человеческих чувств и семейного уклада в эпоху революционных потрясений. Характер социально-психологического противостояния в трактовке писателя. Символический смысл природных образов. Лаконизм и выразительность авторской речи.

34.Роман М.А.Шолохова «Поднятая целина». Символический смысл названия. Система образов. Особенности социально-политических и психологических конфликтов.

35.Особенности изображения человека и времени в эпической прозе 1920-х-1930-х годов. Характеристика одного произведенияна выбор: «Жизнь Клима Самгина» М.Горького; «Как закалялась сталь» Н.А.Островского; «Чевенгур» А.П.Платонова; «Хождение по мукам» А.Н.Толстого; «Тихий Дон» М.А.Шолохова.

36.Оригинальность художественных решений в пьесе М.А.Булгакова «Бег». Символический смысл названия. Проблема нравственного выбора.

  1. Сатирическое и философское начало в пьесах В.В.Маяковского «Клоп» и «Баня».
  2. Сущность трагического конфликта в пьесах М.Горького «Васса Железнова» (вторая редакция) и «Егор Булычов и другие».
  3. Развитие жанра философской сказки в пьесах Е.Л.Шварца «Голый король», «Тень» и «Дракон».
  4. Роль гротеска в пьесах Н.Р.Эрдмана «Самоубийца» и «Мандат».






Сейчас читают про: