Рис.40
Рис.39
Рис.38
Свойства плана скоростей.
а) Стороны треугольников на плане скоростей перпендикулярны соответствующим прямым на плоскости тела.
Действительно,
. Но на плане скоростей 
. Значит
причём
перпендикулярна АВ, поэтому и
. Точно так же
и
.
б) Стороны плана скоростей пропорциональны соответствующим отрезкам прямых на плоскости тела.
Так как
, то отсюда и следует, что стороны плана скоростей пропорциональны отрезкам прямых на плоскости тела.
Объединив оба свойства, можно сделать вывод, что план скоростей подобен соответствующей фигуре на теле и повёрнут относительно её на 90˚ по направлению вращения. Эти свойства плана скоростей позволяют определять скорости точек тела графическим способом.
Пример 10. На рисунке 39 в масштабе изображён механизм. Известна угловая скорость
звена ОА.

Чтобы построить план скоростей должна быть известна скорость какой-нибудь одной точки и хотя бы направление вектора скорости другой. В нашем примере можно определить скорость точки А:
и направление её вектора
.

Откладываем (рис. 40) из точки о в масштабе
Известно направление вектора скорости ползуна В – горизонтальное. Проводим на плане скоростей из точки О прямую I по направлению скорости
, на которой должна находиться точка b, определяющая скорость этой точки В. Так как стороны плана скоростей перпендикулярны соответствующим звеньям механизма, то из точки а проводим прямую перпендикулярно АВ до пересечения с прямой I. Точка пересечения определит точку b, а значит и скорость точки В:
. По второму свойству плана скоростей его стороны подобны звеньям механизма. Точка С делит АВ пополам, значит и с должна делить аb пополам. Точка с определит на плане скоростей величину и направление скорости
(если с соединить с точкой О).
Скорость точки Е равна нулю, поэтому точка е на плане скоростей совпадает с точкой О.
Далее. Должно быть
и
. Проводим эти прямые, находим их точку пересечения d. Отрезок оd определит вектор скорости
.
Покажем, что ускорение любой точки М плоской фигуры (так же, как и скорость) складывается из ускорений, которые точка получает при поступательном и вращательном движениях этой фигуры. Положение точки М по отношению к осям Оxy (см.рис.30) определяется радиусом-вектором
где
. Тогда
.
В правой части этого равенства первое слагаемое есть ускорение
полюса А, а второе слагаемое определяет ускорение
, которое точка м получает при вращении фигуры вокруг полюса A. следовательно,
.
Значение
, как ускорения точки вращающегося твердого тела, определяется как

где
и
- угловая скорость и угловое ускорение фигуры, а
- угол между вектором
и отрезком МА (рис.41).
Таким образом, ускорение любой точки М плоской фигуры геометрически складывается из ускорения какой-нибудь другой точки А, принятой за полюс, и ускорения, которое точка М получает при вращении фигуры вокруг этого полюса. Модуль и направление ускорения
, находятся построением соответствующего параллелограмма (рис.23).
Однако вычисление
с помощью параллелограмма, изображенного на рис.23, усложняет расчет, так как предварительно надо будет находить значение угла
, а затем - угла между векторами
и
, Поэтому при решении задач удобнее вектор
заменять его касательной
и нормальной
составляющими и представить в виде






