double arrow

Вопрос №20

Вопрос №19

Поэтический мир Фета (см. статью Кормана)

роман "Рудин". Тургенев не сразу определит жанр своего нового произведения. Однако уже на этапе его создания летом 1855 года писатель отмечает, что работа над "Рудиным" - это его "последняя попытка" (П., 2, 282), имея в виду близость нового замысла к роману "Два поколения". Но "Рудин" - иное сочинение, жанр которого пока проще и вернее кажется писателю определить как "большую повесть"14, потому что на традиционный роман он не похож.

Непохож он и на повесть. По справедливому замечанию А. И. Батюто, рождение тургеневского романа из повести сопровождалось "процессом, характеризующимся появлением нового качества (курсив мой. - И. Б.)"16. Таким особым качеством обладал и первый роман писателя, который хотя и вырос из "зерна" тургеневских повестей, но представлял собой самостоятельное явление, своего рода "параллельное" повести. Эта особенность была связана не только и не столько с "расширением и углублением его социально-исторических рамок" и "выходом за пределы: индивидуально-психологической проблематики"17. Она проявлялась на всех уровнях поэтики, и прежде всего в том, как мыслился писателем в этом новом для него жанре человеческий характер.

Известно, что Тургенев очень заботился о "правильном" впечатлении, которое должно было произвести его сочинение на окружающих: его волновало, "вышел ли Рудин действительно умным среди остальных, которые умничают"18. Причем важно, что такие опасения возникали у писателя уже на первом этапе работы над романом летом 1855 года, до значительной его переработки осенью того же года, когда начался процесс героизации Рудина19.

В исследовательской литературе о Тургеневе утвердилось мнение, что "первая редакция произведения представляла в жанровом отношении повесть". "Она построена на одном эпизоде из жизни героя - его двухмесячном пребывании в имении Ласунской. Развязкой действия является внезапный, после объяснения с Натальей, отъезд Рудина. Последняя сцена с разговором о нем Липиной, Лежнева, Басистова, Пигасова - эпилог, где намечена последующая судьба всех действующих лиц". В этой еще "повести", а не романе, как считает М. О. Габель, Рудин "проявляет себя только в узкой области чувства"20, а потому не дотягивает до романного героя с широким социально-историческим диапазоном. И только эпилог - встреча с Лежневым, а затем и гибель на баррикадах - придадут повести эпическое звучание.

Это совершенно справедливое утверждение требует, с нашей точки зрения, некоторого уточнения. Очень многое из нового "романного" качества в "Рудине" было связано именно с главным героем, с содержанием этого образа, что должно было проявиться и сказаться уже в первой редакции и о чем косвенно свидетельствует забота писателя о "правильном" впечатлении от героя. Тургенев писал роман, который, в сущности, был еще не знаком русскому читателю - все эпические и драматические силы его были сосредоточены в герое. Попытаемся разобраться в этом вопросе с помощью некоторых наблюдений над формой. В повестях Тургенева рассказ о событиях часто ведется от первого лица, в романах же повествователем выступает сам автор. "Рудин" и здесь занимает промежуточное положение. Автор как будто держит все нити повествования в своих руках, но на каждом шагу замолкает, чтобы дать слово для рассказа о событиях своим героям: то Лежневу, то Рудину. Таким образом, никакого принципиального различия между ранними повестями и "Рудиным" усмотреть не удается. Разница здесь определяется степенью насыщенности произведений общественным содержанием да еще, пожалуй, глубиной психологического анализа характеров. По существу же и там и здесь Тургенев остается автором произведений социальных, психологических и философских, лишая нас возможности провести резкую грань между социальным романом и психологической повестью. Количественная разница вряд ли может служить надежным критерием в вопросах стиля, и "Рудин" предстает пред нами как произведение, занимающее в жанровом отношении промежуточное положение между повестью и романом8. Известно, что "Рудина" почти всегда называют романом, но это следует отнести на счет литературной традиции, которая идет от издания сочинений Тургенева 1880 года.

Чтобы уточнить жанр "Рудина", следует иметь в виду замечание некоторых исследователей о том, что это произведение мемуарное. Но этого мало. Размышления над вопросами композиции проливают дополнительный свет на сложную проблему жанра. Рудин" написан Тургеневым в разгаре его борьбы за создание социально-психологического романа, но осложнен его собственной повествовательной и драматической традицией. Назовем ли мы "Рудина" повестью, или драматизированной повестью, или социальным, психологическим и мемуарным романом, никакое из этих названий, взятое в отдельности, даже приблизительно не покроет всего жанрового многообразия произведения.

Синтетический жанр "Рудина" отражает становление новой романической манеры в творческом методе Тургенева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: