double arrow

Вопрос 34


Духовный кризис Толстого Льва Николаевича в последние годы жизни

Кризис в творчестве Льва Николаевича Толстого

Во второй половине 1860-х – в 1870-х Толстой переживает мучительный духовный кризис. В 1869 он отправился смотреть имение в Пензенской губернии, которое рассчитывал выгодно купить. По дороге заночевал в арзамасской гостинице. Заснул, но вдруг в ужасе пробудился: ему представилось, что он сейчас умрет.

Свои чувства Лев Николаевич Толстой описал в незаконченной повести Записки сумасшедшего, над которой работал в 1885–1886. Страх смерти, ощущение пустоты и бессмыслицы жизни преследовали Толстого на протяжении нескольких лет. Он пытался искать утешения в философии, в православной вере и в других религиях. Но не получил ни от философов, ни от богословов понятного и близкого ему ответа о смысле жизни. Философия и существующие религии представились Толстому бессодержательными и ненужными. Его неоднократно посещали мысли о самоубийстве.

Кризис был преодолен на рубеже 1870–1880-х. Толстой приходит к признанию внеразумной, интуитивной народной религиозности единственным ответом на вопрос о смысле жизни. В опрощении, в уподоблении себя людям из народа, крестьянам он увидел предназначение и долг дворян, интеллигентов – всех, кто входит в привилегированные сословия. При этом он не принял и не понимал народной веры в чудесное и потустороннее. Новая вера, которой учил Толстой в своих религиозно-философских сочинениях 1880-х и более позднего времени, была прежде всего нравственным учением. Бог для Толстого – это высшее, чистое начало в душе человека, воплощение нравственного принципа. Существующие христианские религии, в частности, православие, Толстой считал извращающими дух и сущность заповедей, вероучения Христа. Он не мог принять внерационального, сверхразумного в богословии (церковных догматов). Упрекал церковь в примирении с насилием или даже в оправдании насилия. По мысли Толстого, любое насилие недопустимо в человеческом обществе. Преодоление зла, победа над ним и осуществление христианского идеала всеобщего братства возможны только благодаря нравственному совершенствованию каждого человека. О преодолении духовного кризиса и о своей новой вере Толстой рассказал в Исповеди (написана в 1879–1882, опубликована в 1884).




Толстой переосмыслил всю свою прожитую жизнь. Он приходит к мысли, что только жизнь простого народа близка к нравственным истинам. В статье Что такое искусство? (1898) он отвергает все в мировой культуре, созданное людьми из господствующих сословий и классов. По мысли Толстого, единственная истинная функция искусства – дать «знание различия между добром и злом», и эту функцию в полной мере исполняет только искусство, созданное простым народом. Бедность и страдания обездоленных мучительно переживались Толстым. Он был одним из организаторов общественной помощи голодающим крестьянам в 1891. Личный труд, прежде всего физический, отказ от богатства, от собственности, нажитой благодаря работе других, он считает необходимыми для состоятельных людей. Об этом он написал в публицистическом произведении Так что же нам делать?, над которым работал в 1882–1886. Толстой пришел к мысли о том, что частная собственность на землю противоестественна, что государство, прибегающее к насилию, к жестоким наказаниям, не должно существовать.



В 1908 узнал о казни через повешение в городе Херсоне двенадцати крестьян, которые участвовали в действиях против помещиков и откликнулся на произошедшее статьей Не могу молчать.

Идеи позднего Толстого напоминают социалистическое учение. Но в отличие от социалистов, он был убежденным противником революции. И путь к человеческому счастью видел прежде всего не в социальных и экономических переменах, а в нравственном самосовершенствовании каждого человека. Умеренность желаний, скромная жизнь, чуждая роскоши, освобождение от страстей, ограничение или подавление полового влечения – таковы, согласно Толстому, должны быть нравственные ориентиры.

Отлучение Толстого от церкви

Позиция позднего Толстого – это позиция пророка, обличителя общественной и государственной неправды, провозглашающего вероучение всечеловеческой братской любви и труда. Толстой-публицист и учитель жизни приобрел огромную известность не только в России, но и во всем мире. Ясная Поляна становится местом паломничества: к Толстому за советом приходят люди из разных сословий, из многих стран. 22 февраля 1901 Синод – высший церковный орган в России того времени – вынес определение об отлучении Толстого от церкви, указав на антиправославный дух толстовского учения. Но отлучение не поколебало исключительного влияния Толстого на русское общество. На юге России его последователи – толстовцы – создали сельскохозяйственные коммуны, жили, совместно обрабатывая землю.



В творчестве позднего Толстого ярко проявились стремление к простоте стиля и прямая назидательность. Он создал многочисленные произведения, написанные в подражание народным легендам и сказкам, в которых выразил свое понимание учения Христа, представления о достойной и праведной жизни и об идеальном обществе.

Извращенность, неправильность жизни людей, устройства общества – основная тема творчества позднего Толстого. В повести Отец Сергий (Толстой работал над ней в 1890-х, опубликована после смерти в 1911) изображается история жизни князя Степана Касатского, становящегося монахом Сергием, человека крайне самолюбивого, приходящего через искушение славой к простой смиренной жизни нищего странника. В повести Крейцерова соната (1887–1889) Толстой представил половую любовь между мужчиной и женщиной низменным, недостойным человека чувством. В пьесе Живой труп (1900, опубликована посмертно, в 1911) в центре внимания автора – ненормальность законов и власти, принуждающих разлюбивших и готовых расстаться друг с другом супругов к продолжению совместной жизни. Главный герой пьесы, Федя Протасов, ощущает пустоту окружающего общества и находит выход в хмельном разгуле. Стремление развязать запутанный узел отношений с оставленной женой Лизой и с любящим ее честным, но ограниченным и не понимающим Протасова Виктором Карениным приводит главного героя к самоубийству.

В рассказе Холстомер (1885, первый вариант – 1864–1865) уродство царящих среди людей отношений обнажено благодаря особому приему: все происходящее изображается в восприятии лошади – мерина Холстомера. Рассказ строится на контрасте: трагическая жизнь мудрого Холстомера – и история бессмысленного существования его прежнего хозяина, развратного и эгоистичного князя Серпуховского.

Прозрение героя, нравственное, духовное преображение на пороге смерти – сюжет повестей Смерть Ивана Ильича (1881–1882, 1884–1886, опубликована в 1886) и Хозяин и работник (1894–1895). Смертельно больной крупный чиновник Иван Ильич убеждается, сколь пуста была его жизнь, в которой он следовал тем же правилам и привычкам, что и другие люди его круга. Повесть строится на контрасте новых представлений Ивана Ильича о жизни и мнений, свойственных его семье и сослуживцам. Герой второй повести, хозяин постоялого двора алчный и чуждый укорам совести Брехунов неожиданно для самого себя спасает ценой жизни своего работника Никиту.

С 1889 по 1899 Толстой работал над своим последним романом — Воскресением. В основе сюжета Воскресения – нравственное возрождение богатого дворянина Дмитрия Ивановича Нехлюдова и проститутки Катюши Масловой, которую Нехлюдов когда-то соблазнил. В Воскресении Толстой отказывается от своего любимого приема – изображения переживаний героев – «диалектики души». Описание сложного движения противоречивых переживаний заменяется прямыми суждениями-оценками Нехлюдовым себя и окружающих людей. Толстой описывает парадоксальную, «перевернутую» ситуацию: Нехлюдов, виновный в нравственном падении Катюши Масловой, оказывается ее юридическим судьей. Он попадает в число присяжных заседателей, которые решают вопрос о виновности Масловой (Маслову подозревают в причастности к отравлению купца-посетителя публичного дома).

Толстой изображает целую галерею персонажей из разных сословий – сановников, уголовных преступников, революционеров. Автор романа выступает в роли безжалостного судьи современного общественного и государственного устройства.

В 1896–1904 Толстой написал повесть Хаджи-Мурат (впервые опубликована посмертно, в 1912). Ее сюжет – история перехода на сторону царя Николая I чеченца Хаджи-Мурата, жаждущего отомстить имаму Шамилю, сражавшемуся с русскими войсками. В отличие от других поздних произведений Толстого, в Хаджи-Мурате отсутствует очевидная авторская мораль. Поэтому не случайно Толстой не хотел издавать эту повесть. Хаджи-Мурат – тип «естественного героя», привлекавший внимание еще молодого Толстого. Жажда свободы – его основная черта. Хаджи-Мурату не чужды отрицательные качества. Но он, при всем своем вероломстве, простодушен и в этом отношению противопоставлен двум властителям-врагам – лицемерным Николаю I и Шамилю. Толстой прибегает к приему изобличения ненормальности, ложной жизни и нравов русского света и двора, изображая их через восприятие Хаджи-Мурата, подмечающего все странное, противоестественное. Повесть построена на приеме смысловой переклички событий. Похожи нравы при дворе Николая I и Шамиля. История Хаджи-Мурата, жертвы обмана русского царя и его окружения, соотнесена с судьбой несчастного русского солдата Авдеева.

Семейные проблемы и смерть Толстого

С начала 1880-х в отношениях между Толстым и его женой и сыновьями нарастает взаимное отчуждение. Толстой испытывал мучения и стыд из-за богатства, которым обладал. Разлад между учением, призывающим к отказу от богатства, и собственным поведением был для него нестерпимо тяжек. В 1880-х между Толстым и Софьей Андреевной возникает конфликт из-за имущества и доходов от изданий сочинений писателя. 21 мая 1883 он предоставил жене полную доверенность на ведение всех имущественных дел, спустя два года разделил все свое имущество между женой, сыновьями и дочерьми. Он хотел раздать нуждающимся все свое имущество, но его остановила угроза жены объявить его сумасшедшим и учредить над ним опеку. Софья Андреевна отстаивала интересы и благополучие семьи и детей. Толстой предоставил всем издателям право на свободное издание всех своих сочинений, вышедших после 1881 (этот год Толстой считал годом собственного нравственного перелома). Но Софья Андреевна требовала привилегии для себя на издание собрания сочинений мужа. 22 июля 1910 Толстой составил завещание, в котором предоставлял всем издателям право на издание своих произведений – как написанных после 1881, так и более ранних. Новое завещание обострило отношения с женой. Ощущая невозможность сохранения мира в семье и желая в полной мере последовать идеалу опрощения и трудовой жизни, Толстой в пять часов утра 28 октября 1910 вместе со своим доктором Д.П.Маковицким покинул Ясную Поляну. Через несколько дней к ним присоединилась дочь Льва Николаевича Александра Львовна. Толстой намеревался ехать на юг, потом, скорее всего, за границу. Думал начать крестьянствовать.

В шесть часов тридцать пять минут вечера 31 октября поезд, следовавший в Ростов-на-Дону, прибыл на станцию Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Толстой, у которого поднялась температура, был вынужден остановиться в домике начальника станции. Врачи определили воспаление легких. В шесть часов пять минут 7 ноября (20 ноября) 1910 Лев Николаевич Толстой умер.







Сейчас читают про: