Вопрос №60
Название "акмеизм" произошло от греч. “акме”- остриё, вершина.
Теоретическая основа – статья Н.Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Акмеисты: Н.Гумилёв, А.Ахматова, С.Городецкий, М.Кузмин.
АКМЕИЗМ - модернистское течение, декларировавшее конкретно-чувственное восприятие внешнего мира, возврат слову его изначального, не символического смысла.
В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к символизму, посещали “ивановские среды”- литературные собрания на петербургской квартире Вяч.Иванова, получившей название “башня”. В “башне” велись занятия с молодыми поэтами, где они обучались стихосложению. В октябре 1911 года слушатели этой “поэтической академии” основали новое литературное объединение “Цех поэтов”. “Цех” был школой профессионального мастерства, а руководителями его стали молодые поэты Н.Гумилёв и С.Городецкий. Они же в январе 1913 года в журнале “Аполлон” опубликовали декларации акмеистической группы.
|
|
Новое литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, просуществовало не долго. Творческие поиски Гумилёва, Ахматовой, Мандельштама вышли за рамки акмеизма. Но гуманистический смысл этого течения был значителен - возродить у человека жажду жизни, вернуть ощущение её красоты.В него вошли также А.Ахматова, О.Мандельштам, М.Зенкевич, В.Нарбут и др.
Акмеистов интересует реальный, а не потусторонний мир, красота жизни в её конкретно - чувственных проявлениях. Туманности и намёкам символизма было противопоставлено мажорное восприятие действительности, достоверность образа, четкость композиции. В чем-то поэзия акмеизма - возрождение “золотого века”, времени Пушкина и Баратынского.
Высшей точкой в иерархии ценностей для них была культура, тождественная общечеловеческой памяти. Поэтому столь часты у акмеистов обращения к мифологическим сюжетам и образам. Если символисты в своем творчестве ориентировались на музыку, то акмеисты — на пространственные искусства: архитектуру, скульптуру, живопись. Тяготение к трехмерному миру выразилось в увлечении акмеистов предметностью: красочная, порой экзотическая деталь могла использоваться с чисто живописной целью.
Эстетика акмеизма:
— мир надо воспринимать в его зримой конкретности, ценить его реалии, а не отрываться от земли;
— надо возродить любовь к своему телу, биологическому началу в человеке, ценить человека, природу;
— источник поэтических ценностей находится на земле, а не в ирреальном мире;
— в поэзии должно быть слито воедино 4 начала:
1) традиции Шекспира в изображении внутреннего мира человека;
|
|
2) традиции Рабле в воспевании тела;
3) традиции Вийона в воспевании радостей жизни;
4) традиции Готье в воспевании силы искусства.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Отличительные черты акмеизма:
— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);
— лирический сюжет и изображение психологии переживания;
— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.
Предлагаемый курс в хронологической последовательности обозревает основные явления истории древней русской литературы на протяжении от XI до XVII в включительно. Выбор материала, привлеченного к изучению, определяется — при наличии в этом материале специфически литературных элементов — преимущественно степенью отражения в нем существенных сторон исторической действительности. Изложение материала сопровождается библиографическими ссылками на важнейшую литературу вопроса
Гудзий Н. К. История Древней Русской Литературы.. 1
О Николае Каллиниковиче Гудзии И Его Учебнике. 2
Введение. 10
Древнейшая Устная Поэзия На Руси. 16
Древнехристианская Книжность На Руси. 18
Библейские Книги. 19
Апокрифы.. 21
Житийная Литература. 25
Историческая, «Естественнонаучная» И Патристическая Литература. 27
Литература Киевской Руси. 30
Древнейшее Летописание. 31
Церковное Ораторство. 48
«Поучение» Владимира Мономаха. 54
Житийная Литература. 56
Паломническая Литература. 63
«Слово О Полку Игореве». 65
Переводные Повести. 79
Литература Периода Феодальной Раздробленности Xiii-Xiv Вв. 92
«Моление Даниила Заточника». 92
Повести О Татарском Нашествии. 97
«Слово О Погибели Рускыя Земли». 102
Житие Александра Невского. 103
Проповеди Серапиона Владимирского. 105
Галицко-Волынская Летопись. 107
Другие Памятники Этой Поры.. 111
Переводные Повести. 113
Литература Периода Объединения Северо-Восточной Руси И Образования Русского Централизованного Государства (С Конца Xiv До Начала Xvi В.) 115
Литература С Преобладающими Общерусскими Тенденциями, Возникшая Преимущественно На Московской Почве. 116
Летописная Повесть О Мамаевом Побоище. 117
«Задонщина». 118
«Сказание О Побоище Великого Князя Дмитрия Ивановича». 121
«Слово О Житии И О Преставлении Великого Князя Дмитрия Ивановича, Царя Русьскаго». 123
Житийная Литература Конца Xiv— Xv Вв. 125
Московское Летописание. 129
Повесть Нестора-Искандера О Взятии Царьграда. 130
Повести О Вавилонском Царстве, «Сказание О Князех Владимирских». 132
Повесть О Мутьянском Воеводе Дракуле. 136
Повесть О Грузинской Царице Динаре. 139
«Хожение За Три Моря» Афанасия Никитина. 140
Повесть О Петре И Февронии. 142
Церковные И Противоцерковные Направления Во Второй Половине Xv В. 145
Литература С Преобладающими Областническими Тенденциями. 148
Сказание О Знамении От Иконы Богородицы.. 149
Повесть О Путешествии Иоанна Новгородского На Бесе В Иерусалим.. 149
Повесть О Новгородском Посаднике Щиле. 150
Сказания О Конце Новгорода. 151
Повесть О Новгородском Белом Клобуке. 153
Инока Фомы «Слово Похвальное» Великому Князю Борису Александровичу. 156
Повесть О Меркурии Смоленском.. 157
Повесть О Псковском Взятии. 159
|
|
Литература Периода Укрепления Русского Централизованного Государства (Xvi-Xvii Вв.) 162
Литература Xvi В. 162
Идейные Направления В Первой Половине Xvi В. И Их Литературное Выражение. 163
Литературные Произведения, Возвеличивавшие И Закреплявшие Московские Политические И Церковные Традиции. 167
«История О Казанском Царстве». 171
Публицистическая Литература Xvi В. 173
Сказание О Киевских Богатырях, Повесть О Сухане. 177
Литература Xvii В. 181
Повести О «Смутном Времени». 184
Житие Юлиании Лазаревской. 191
Русская Историческая И Бытовая Повесть Преимущественно Второй Половины Xvii В. 192
Повесть Об Азовском Осадном Сидении Донских Казаков. 193
Повесть О Еруслане Лазаревиче. 197
«Повесть О Горе И Злочастии». 199
Повесть О Савве Грудцыне. 203
Повесть О Фроле Скобееве. 205
Повести О Происхождении Табака, О Бесноватой Соломонии, О Начале Москвы, Об Основании Тверского Отроча Монастыря 208
Сатирическая Литература. 211
Повесть О Ерше Ершовиче. 211
Повесть О Шемякином Суде. 213
Азбука О Голом И Небогатом Человеке. 214
Повесть О Куре И О Лисице. 215
Повесть О Бражнике. 216
Калязинская Челобитная. 217
Сказание О Попе Саве. 218
Повесть О Карпе Сутулове. 219
Праздник Кабацких Ярыжек. 220
Сказание О Крестьянском Сыне. 222
Переводы И Переработки На Русской Почве Западной Повести. 223
Западная Рыцарская Повесть На Русской Почве. 223
Сборники Анекдотических И Шуточных Рассказов, Басен И Пр. 231
Сборники Нравоучительных Повестей И Рассказов. 233
Старообрядческая Литература. 236
Протопоп Аввакум И Его Сочинения. 236
Стихотворство В Xvii В. 246
Досияпабические Вирши. 246
Силлабическое Стихотворство. 248
Начало Русского Театра И Русской Драматургии. 253