Про Цивільну оборону України

ЗАКОН УКРАЇНИ

Закон введено в дію з дня опублікування - 6 березня 1993 року

(згідно з Постановою Верховної Ради України

від 3 лютого 1993 року N 2975-XII)

Із змінами і доповненнями, внесеними

Законами України

від 24 березня 1999 роки N 555-XIV,

від 29 травня 2001 року N 2470-III,

від 3 лютого 2004 року N 1419-IV,

від 11 травня 2007 року N 1014-V

(У тексті Закону слова "пошуково-рятувальні формування", "захист населення і місцевостей", "центральний орган виконавчої влади з питань надзвичайних ситуацій та у справах захисту населення від наслідків Чорнобильської катастрофи" в усіх відмінках замінено відповідно словами "аварійно-рятувальні служби (формування)", "захист населення і територій" та "центральний орган виконавчої влади, до повноважень якого віднесено питання захисту населення і територій від надзвичайних ситуацій техногенного та природного характеру" у відповідних відмінках згідно із Законом України від 29 травня 2001 року N 2470-III)

Кожен має право на захист свого життя і здоров'я від наслідків аварій, катастроф, пожеж, стихійного лиха та на вимогу гарантій забезпечення реалізації цього права від Кабінету Міністрів України, міністерств та інших центральних органів виконавчої влади, місцевих державних адміністрацій, органів місцевого самоврядування, керівництва підприємств, установ і організацій незалежно від форм власності і підпорядкування.

(частина перша преамбули у редакції Закону

України від 24.03.99 р. N 555-XIV)

, который состоит из 5 разделов.

В первом разделе Закона определяются общие основы Гражданской защиты Украины, составляющие определение ГЗ, ее системы, распространение мероприятий гражданской защиты на территории Украины, задачи ГЗ, руководство и органы управления гражданской защитой.

Гражданская защита Украины является государственной системой органов управления, сил и средств, которая создается для организации и обеспечения защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного, экологического, природного и военного характера.

Систему гражданской защиты составляют:

• органы власти всех уровней, к компетенции которых отнесены функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением, реагированием и действиями в чрезвычайных ситуациях;

• органы повседневного управления процессами защиты населения в составе министерств, других центральных органов исполнительной власти, местных государственных администраций, руководства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения;

• центральный орган исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы;

• курсы и учебные заведения подготовки и переподготовки специалистов и населения по вопросам гражданской защиты;

• службы гражданской защиты;

• силы и средства, предназначенные для выполнения задач ГЗ;

• фонды финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов, предусмотренные на случай чрезвычайных ситуаций;

• системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Мероприятия гражданской защиты распространяются на всю территорию Украины, все слои населения, а распределение по объему и ответственности за их выполнение осуществляется по территориально-производственному принципу.

Задачами Гражданской защиты Украины являются:

• предотвращение возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения и внедрение мероприятий по уменьшению убытков и потерь в случае аварий, катастроф, взрывов, больших пожаров и стихийных бедствий;

• оповещение населения об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время и постоянное информирование его о меняющейся обстановке;

• защита населения от последствий аварий, катастроф, больших пожаров, стихийного бедствия и применения средств поражения;

• организация жизнеобеспечения населения во время аварий, катастроф, стихийных бедствий и в военное время;

• организация и проведение спасательных и других неотложных работ в районах бедствия и очагах поражения;

• создание систем анализа и прогнозирования, управления, оповещения и связи, наблюдения и контроля за радиоактивным, химическим и бактериологическим заражением, поддержание их готовности к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

• подготовка и переподготовка руководящего состава гражданской защиты, ее органов управления и сил, обучение населения умению применять средства индивидуальной защиты и действовать в чрезвычайных ситуациях.
Руководство Гражданской защитой Украины, согласно ее построения, возлагается на Кабинет Министров Украины, министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, руководителей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения.
Начальником Гражданской защиты Украины является Премьер-министр Украины, а его заместителем - руководитель центрального органа исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы; начальником гражданской защиты Автономной Республики Крым является Председатель Совета министров Автономной Республики Крым; начальниками гражданской защиты согласно административно-территориальному устройству Украины являются председатели местных государственных администраций; начальниками гражданской защиты в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях являются их руководители.
Непосредственно руководство выполнением задач гражданской защиты осуществляется постоянно-действующими органами управления по делам ГЗ, в том числе созданными в составе предприятий, учреждений и организаций силами и службами гражданской защиты.

Задачи, функции и полномочия органов управления по делам гражданской защиты определяются этим Законом и Положением об органах управления по делам гражданской защиты, утверждаемым Кабинетом Министров Украины.
Органы управления по делам гражданской защиты, входящие в состав местных государственных администраций, являются подразделениями двойного подчинения.
Во втором разделе Закона определяются полномочия органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам гражданской защиты.

Кабинет Министров Украины:

• обеспечивает осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;

• распределяет города и территории по группам, а юридических лиц - по категориям по реализациям мероприятий ГЗ;

• создает резервы средств индивидуальной защиты и имущества гражданской защиты, материально-технических и других фондов на случай чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а также определяет их объем и порядок использования;

• принимает меры по обеспечению готовности органов управления по делам ГЗ, сил и средств ГЗ к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

• создает единую систему подготовки органов управления по делам гражданской защиты, сил ГЗ и населения к действиям в условиях ЧС;

• определяет порядок создания специализированных профессиональных и невоенизированных аварийно-спасательных формирований;

• удовлетворяет мобилизационные потребности сил ГЗ, органов управления по делам гражданской защиты и учреждений ГЗ.

Министерства, другие центральные органы исполнительной власти, Совет министров Автономной Республики Крым, местные государственные администрации, исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов в пределах своих полномочий обеспечивают решение вопросов ГЗ, осуществление мероприятий по защите населения и территорий при ЧС, содействие органам управления в вопросах ГЗ и выполнении возложенных на них задач.
Центральный исполнительный орган по вопросам ЧС и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины):

• обеспечивает осуществление государственной политики в сфере ГЗ, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, предупреждения ЧС;

• организует разработку и осуществление соответствующих мероприятий по ГЗ;

• руководит деятельностью подчиненных ему органов управления по делам гражданских и специализированных формирований, специализированными аварийно – спасательными службами ГЗ;

• осуществляет контроль за выполнением требований ГЗ, состоянием готовности сил и средств ГЗ, проведением спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• координирует деятельность центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, исполнительных органов местного самоуправления и юридических лиц по в вопросах ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, проведения поиска и спасения людей;

• осуществляет оповещение населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации, обеспечивает нормальную работу ведомственных территориальных и локальных систем оповещения;

• осуществляет обучение населения, представителей органов управления и сил ГЗ по вопросам защиты и действий в чрезвычайных ситуациях;

• организует финансовое и материально-техническое обеспечение сил гражданской защиты, поисково-спасательных и других подчиненных ему специализированных формирований;

• создает, согласно законодательству, предприятия по производству специальной и аварийно-спасательной техники, средств защиты населения и контроля и т.д.

Руководство предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчинения обеспечивает своих работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, организует осуществление эвакуационных мероприятий, создает силы для ликвидации последствий ЧС и обеспечивает их готовность к практическим действиям, выполняет другие меры по ГЗ и несет связанные с этим материальные и финансовые расходы в порядке и объеме, предусмотренные законодательством.

В третьем разделе Закона определяются силы гражданской защиты и порядок их комплектования.

Силами гражданской защиты являются: государственные профессиональные специализированные аварийно-спасательные части (ГПСАСЧ), специализированные формирования и невоенизированные формирования.
Государственные профессиональные специализированные аварийно-спасательные части подчиняются руководителю центрального органа исполнительной власти по вопросам ЧС и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы.

Государственные профессиональные специализированные аварийно-спасательные части выполняют задачи по защите населения от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, военных действий, а также проводят спасательные и другие неотложные работы. Количество и численность частей и подразделений этих формирований определяется с учетом потребностей и особенностей региона.

Комплектования государственных профессиональных специализированных аварийно-спасательных частей осуществляется на основании Закона Украины "Об общевоинской обязанности и военной службе", а также по контракту.

Для выполнения специфических работ, связанных с радиационной и химической опасностью, значительными разрушениями в результате землетрясения, аварийными ситуациями на нефтегазодобывающих промыслах, проведение профилактических и восстановительных работ, в том числе и за пределами Украины, в установленном законодательством порядке могут создаваться специализированные формирования, подчиняющиеся центральному органу исполнительной власти по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы (МЧС Украины).

Применение специализированных формирований для действий по назначению осуществляется согласно Положению о Гражданской защите Украины, которое утверждает Кабинет Министров Украины.

Комплектование специализированных формирований ГЗ осуществляется по контракту из числа специалистов, имеющих опыт работы в чрезвычайных ситуациях.

Невоенизированные формирования гражданской защиты создаются в областях, городах, районах, городах Киев и Севастополь, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения.
В невоенизированные формирования ГЗ зачисляются трудоспособные граждане Украины, за исключением женщин, имеющих детей до 8 лет, женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и лиц, имеющих мобилизационные предписания.

Для обеспечения мероприятий по гражданской защите населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций и проведений специальных работ в министерствах, других центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности и подчинения, создаются специализированные службы гражданской защиты: энергетики, защиты сельскохозяйственных животных и растений, инженерные, коммунально-технические, материального обеспечения, медицинские, оповещения и связи, противопожарные, торговли и питания, технические, транспортного обеспечения и другие. Для проведения эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций на базе местных государственных администраций создаются эвакуационные комиссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: