Развитие системы

профессионально-технического образования Украины

Коренные изменения, происходящие в экономике Украины, существенно влияют на состояние профессионально-технического образования, порождают ряд проблем, разногласий. Это требует новых подходов к формированию и размещению трудового потенциала, содержанию профессионально-технического образования, новых методов и средств обучения, сотрудничества учебных заведений с работодателями.

Важным фактором воспроизведения и роста качественного уровня трудового потенциала является система профессионально-технического образования, качественное обновление которой обусловлено развитием экономики государства. Качество подготовки квалифицированных рабочих имеет первостепенное значение именно в период экономического роста в связи с необходимостью внедрения новых технологий, схем организаций производства, в условиях, когда почти исчерпаны экстенсивные факторы экономического роста и необходима интенсификация как производства, так и сферы предоставления услуг.

Анализ свидетельствует, что тенденции, сложившиеся в сфере профессиональной подготовки рабочих в 2000–2004 годах, не смогут сохраняться в последующих годах. Постепенный выход страны из экономического кризиса, увеличение инвестиций в развитие производства и социальную сферу создают предпосылки расширения сферы профессионального обучения и масштабов подготовки рабочих. Поэтому существующая сегодня система подготовки рабочих кадров в Украине должна быть приведена в соответствие с потребностями экономики страны и потребностями в рабочей силе во всех профессиональных сферах.

По состоянию на 01.01.2005 года в Украине функционирует 940 государственных профессионально-технических учебных заведения, в том числе учебные заведения нового типа: 160 высших профессиональных училищ, 18 центров профессионально-технического образования, 441 профессиональный лицей. В них ежегодно обучается порядка 500 тыс. учащихся, в том числе около 320 тыс. – с получением общего среднего образования.

Кроме того, функционирует разветвленная сеть отраслевых учебно-курсовых комбинатов и других типов учебных заведений (более 1500), в которых осуществляется начальная профессиональная подготовка и повышение квалификации рабочих.

Для решения проблем социальной адаптации, профессиональной реабилитации, активного привлечения к общественной жизни детей-инвалидов практикуются разные формы их обучения с учетом характера заболевания.

Украина стала первым государством среди бывших республик Советского Союза, где был принят Закон «О профессионально-техническом образовании», регламентирующий правовые, организационные и финансово-хозяйственные основы функционирования профессионально-технических учебных заведений. Этот закон, являющийся первым законодательным актом прямого действия в отрасли образования, был принят в феврале 1998 года. Во исполнение Закона Украины «О профессионально-техническом образовании» Правительством Украины был принят ряд исключительно важных директивных актов.

Указом Президента Украины от 03.08.1999 года № 958 «Об основных направлениях развития трудового потенциала в Украине на период до 2010 года» определены меры по обеспечению государственного заказа в профессионально-технических учебных заведениях, по формированию рынка образовательных услуг и системы непрерывного обучения путем многоуровневой подготовки, по обеспечению реализации программ повышения квалификации и переподготовки кадров, а также интеграции профессионально-технического образования в международную образовательную систему.

Указом Президента Украины от 06.10.1999 года №1285/99 «О мероприятиях по обеспечению трудоустройства молодежи» определены условия заинтересованности работодателей в создании новых и дополнительных рабочих мест и оказание помощи молодежи в адекватном профессиональном самовыражении.

В соответствии с Указом Президента Украины от 03.12.1999 года № 1529/99 «О неотложных мерах по ускорению реформирования аграрного сектора экономики» профессионально-технические учебные заведения сельскохозяйственного профиля в своей деятельности максимально учитывают социально-экономические изменения, происходящие в системе агропромышленного комплекса.

Указом Президента Украины от 09.10.2001 года №941/2001 «О дополнительных мероприятиях по обеспечению развития образования в Украине» намечены пути дальнейшего развития образования, улучшения социальной защиты педагогических работников, обновления учебно-материальной базы учебных заведений и информатизации отрасли образования.

Цели и приоритетные направления развития образования в Украине, в том числе профессионально-технического, его инновационное развитие, равный доступ и социальные гарантии участников учебного процесса определены Указом Президента Украины от 17.04.2002 года № 347/2002 «О Национальной доктрине развития образования». Постановлением Верховного Совета Украины от 03.04. 2003 года № 699 «О состоянии и перспективах развития профессионально-технического образования» определено состояние и перспективы развития профессионально-технического образования.

Важным этапом в развитии образования стал II Всеукраинский съезд работников образования, который одобрил проект Национальной доктрины развития образования Украины в XXI столетии. Национальной доктриной определено развитие профессионально-технического образования как приоритетное направление государственной политики в области образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: