Высшего образования Украины

Развитие системы

После обретения независимости в 1991 году в Украине начала формироваться и воплощаться в жизнь собственная политика в области высшего образования, направленная на достижение современного уровня качества и доступности, возрождение самобытных национальных традиций, коренное обновление содержания, форм и методов обучения, организационных основ деятельности, приумножение интеллектуального потенциала Украины.

Украина унаследовала от предшествующих времен довольно развитую и широко разветвленную систему высшего образования, по многим показателям отвечающую уровню развитых стран мира.

Вместе с тем включение образования Украины в общесоюзную образовательную систему дало отрицательные последствия. Подготовка кадров большей частью была ориентирована на общесоюзные потребности и планы, что привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и в структуре профессиональных направлений подготовки специалистов: при чрезмерном количестве специалистов по инженерным направлениям не хватало правоведов, экономистов, социологов, психологов, менеджеров.

Государственная политика в области высшего образования.

Концептуальные основы ее реформы были определены Государственной национальной программой «Образование. Украина ХХІ столетие». Этот документ, разработанный творческим коллективом педагогов и практиков, был рассмотрен и одобрен Первым съездом педагогических работников Украины (декабрь 1992 года) и утвержден Кабинетом Министров (постановление № 896 от 3 ноября 1993 года). Реализация программы предусматривала достижение качественно нового состояния высшего образования, его интеграцию в международное образовательное пространство. Программой определены пути обеспечения приоритетного развития образования Украины, привлечение к активному участию в этом процессе всех государственных и общественных учреждений, частных структур, трудовых коллективов, семей, каждого гражданина.

Одна из главнейших задач – ориентация высшего образования на удовлетворение образовательных потребностей каждого лица с учетом национально-культурных прав и запросов всех граждан страны независимо от их этнической принадлежности. Это реализовалось, прежде всего, через обновление содержания образования, его взаимосогласованность на всех образовательных уровнях, внедрение передовых педагогических концепций и технологий, учет лучшего отечественного и мирового опыта, формирование новой генерации педагогических кадров.

Одно из направлений реформирования – преодоление государственной монополии в области высшего образования, обеспечение его многоукладности и диверсификации образовательных программ, создание разнообразия источников финансирования, усовершенствование и демократизация форм управления, создание учебных заведений разных типов.

Основные направления государственной политики в сфере высшего образования определены Конституцией Украины, законами Украины «Об образовании» и «О высшем образовании», актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины.

Законом Украины «О высшем образовании» регулируются общественные отношения в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки граждан Украины. Закон устанавливает правовые, организационные, финансовые и прочие основы функционирования системы высшего образования, создает условия для самореализации личности, обеспечения потребностей общества и государства в квалифицированных специалистах.

Высшее образование Украины, как и все общество, находится в процессе демократизации взаимоотношений на всех уровнях функционирования отрасли. Усовершенствованию правового поля в сфере демократизации высшей школы оказывает содействие Закон Украины «О высшем образовании».

Законом определены принципы автономии высших учебных заведений, централизация и децентрализация процесса принятия управленческих решений. На высшие учебные заведения возложена обязанность такой самоорганизации, чтобы решения принимались после всесторонних консультаций, но без излишнего промедления, а согласованные действия по их выполнению осуществлялись в полной мере и добросовестно, при минимальных затратах.

Законом Украины «О высшем образовании» предусмотрено право высшего учебного заведения самостоятельно определять формы обучения и виды организации учебно-воспитательного процесса, самостоятельно разрабатывать и вводить собственные программы научной и научно-производственной деятельности, совершенствовать и актуализировать организационную структуру, создавая определенные структурные подразделы (институты, колледжи, техникумы, факультеты, отделения, филиалы). Введена в действие процедура избрания руководителей высших учебных заведений. С целью демократизации замещение вакантных должностей руководителей высших учебных заведений происходит только в условиях открытого конкурса. Претенденты на должность руководителя избираются высшим коллегиальным органом общественного самоуправления высшего учебного заведения (собранием трудового коллектива) тайным голосованием.

Национальное воспитание является одним из главных приоритетов и органическим компонентом развития образования. В основу национального воспитания должны быть положены принципы гуманизма, демократизма, культурного соответствия, преемственности и наследственности поколений, толерантности.

Главная цель национального воспитания – формирование сознательного гражданина, патриота, обретение молодым поколением социального опыта, высокой культуры межнациональных отношений, формирование у молодежи потребности и умения жить в гражданском обществе, развитой духовности, физического совершенства, моральной, художественно-эстетичной, трудовой, экологической культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: